Николай ПРОСКУРИН: Я привык добиваться своих целей
В этом сезоне казахстанская велокоманда
“Астана” болельщиков своими результатами больше радует, нежели огорчает. Только вот незадача - остались не у дел ее отцы-основатели. В конце прошлого года с поста главы Федерации велоспорта РК ушел
бывший премьер и министр обороны Даниал АХМЕТОВ. А без малого два месяца назад подал в отставку и
вице-президент федерации Николай ПРОСКУРИН, являвшийся еще и менеджером “Астаны”.Но если экс-глава нашей велофедерации Ахметов вовсе пропал из поля зрения публики, то его зам к своему детищу не охладел. Проскурин делает все возможное, чтобы самый известный спортивный бренд, связанный с нашей страной, не исчез вместе с государственными деньгами, как это у нас случается с грандиозными проектами. Он уверяет, что уже в ближайшее время в международном календаре гонок Pro Tour может появиться новая веломногодневка, которая пройдет по дорогам Казахстана.
Но не с этой сенсационной темы мы начали беседу с теперь уже бывшим велофункционером. Перед интервью Николай Проскурин попросил, чтобы наш разговор как можно меньше касался денег, которые крутились и крутятся вокруг нашей велоконюшни.
- Еще когда мы только собирались организовывать “Астану”, я сказал Даниалу Кенжетаевичу, что не хочу иметь никакого отношения к ее финансам, - говорит Николай Абрамович. - Занимая пост вице-президента Федерации велоспорта, я даже отказался от зарплаты и работал на общественных началах. Более того, мы с Ахметовым вкладывали свои деньги в развитие этого вида спорта. Покупали нашим спортсменам экипировку и велосипеды. Но пришли новые руководители, которым я оказался не нужен. Ну что же, “Астана” выступает на международной арене вполне успешно. Там боевой профессиональный коллектив, в котором уже дает о себе знать казахстанская молодежь в лице Андрея ЗЕЙЦА, Аслана БАЗАЕВА, Максима и Валентина ИГЛИНСКИХ. Значит, мои труды не прошли даром. Если из федерации обратятся за помощью - подсоблю чем могу.
- Ну а ушли-то почему?- Меня начали учить тому, что я очень долгое время делал до прихода этих людей. Представьте, к вам в газету приходит фермер и начинает учить вас журналистике! Поэтому, чтобы не обострять ситуацию в федерации, куда пришли работать в основном дилетанты, я и ушел.
- Почему вы решили, что это дилетанты?
- Мне не хотелось бы подробно раскрывать эту тему. Но у новых управленцев совсем другие виды на команду. Для нас было главным создать позитивный имидж стране посредством участия “Астаны” в крупнейших гонках. Те же люди, что сейчас пришли в велоспорт, думают, что здесь крутятся сумасшедшие деньги. И начались закулисные разговоры, что на нем можно зарабатывать. Они не понимают, что сами по себе профессиональные команды в велоспорте не могут быть источником прибыли. Они существуют за счет рекламы, которая создает положительный имидж рекламодателям и в конечном счете приносит им доходы. Я пытался объяснить этот очевидный факт, но они меня не слушают. В итоге я принял решение уйти, но попросил, чтобы эти люди не вмешивались во внутренние дела казахстанской велогруппы. Там уже все создано до них - значит, не нужно делать резких движений, чтобы не испортить работающий механизм.
- И что, в “Астане” так все совершенно?
- Есть одна небольшая проблема, но скоро она должна разрешиться. В этой проблеме виноваты не спонсоры и не прежнее руководство федерации. Пока я там работал, сглаживал проблему. Но сейчас она стала проявляться все больше.
- Вы имеете в виду генерального менеджера “Астаны” Иво САНКЕРА, которого навязал Международный союз велосипедистов (UCI) и с которым отношения у спонсоров нашей велогруппы не складываются?
- Без комментариев.
- Кстати, когда финансовые проблемы “Астаны” все же разрешились, вы заявили, что их причины надо искать не в экономической сфере, а в политической. Что вы имели в виду?
- Когда Даниал Ахметов был премьер-министром, руководители спонсорских структур давали средства на существование “Астаны” безоговорочно. После его отставки они стали вмешиваться в дела “Астаны”, посчитав, что имеют на это право, поскольку выделяют деньги. Но эти люди руководят государственными компаниями и, соответственно, средства тоже государственные, а не их личные. Я им об этом неоднократно говорил, но убедить их было трудно. А задолженность по финансам, выплывшая в прошлом году, была всегда. Ежегодно мы недополучали спонсорские средства в размере от 2 до 4 миллионов евро. Просто мы с Ахметовым, спасая “Астану”, эти деньги каждый раз переводили на счет будущего года.
- Сейчас у “Астаны” есть все: мировая известность, деньги, профессиональный персонал, высококвалифицированные гонщики. Что нужно, чтобы команда сохранилась?
- Спонсорам нельзя вмешиваться во внутренние дела команды, диктовать, кому и сколько платить. Также нужно дружить с UCI. Тогда “Астана” будет жить, но этого уже мало.
- Что вы имеете в виду?
- Главная цель - пропиарить Казахстан - достигнута. Успешные выступления команды на самых престижных профессиональных гонках принесли известность нашему молодому государству. Теперь пора показать миру, что мы и сами можем организовать соревнования высокого ранга. В конце мая в Казахстан приедут влиятельные в мировом велоспорте люди, среди которых самый успешный велогонщик планеты Эдди МЕРКС и президент UCI Пэт МАКУЭЙД. Именно эти господа решают, какие гонки будут включены в международный календарь. Они смогут помочь нам провести гонку серии Pro Tour по дорогам республики. Если мне не будет никто мешать в организации этой многодневки, то в июне следующего года она может состояться в промежутке между “Джиро д’Италия” и “Тур де Франс”.
- План, конечно, грандиозный. Вы с кем-то уже согласовали свою инициативу?
- Естественно, заранее заручился поддержкой руководства UCI и авторитетных менеджеров. Уведомил об этой идее и наше Министерство туризма и спорта. Мне нужно предоставить им смету расходов и маршрут гонки. Ориентировочно она обойдется организаторам в 1,5 миллиона долларов.
- Но есть ли условия для проведения такой гонки на территории нашей страны?
- Я хочу предложить руководству Pro Tour два возможных маршрута. Один - по улицам Астаны и ее окрестностям, другой - в окрестностях Алматы. Предпочтительнее, если первая гонка состоится в столице, так как вероятность того, что там отремонтируют и подготовят дороги, намного больше.
- Пытаясь организовать этап Pro Tour у нас в стране, чьи интересы вы представляете?
- Только свои как частного лица.
- Зачем вам это лично нужно?
- Я люблю велоспорт и хочу, чтобы он развивался в Казахстане. К тому же я привык добиваться своих целей.
Михаил ВАСИЛЬЕВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: piterskii_m@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

