6411

Свято место пусто

Свято место пустоПрихожане церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Жамбыл - единственного православного храма, расположенного вдоль 350-километровой трассы от Павлодара до Семипалатинска, - накануне Пасхи обвинили своего священника в… прогулах. А в том, что церковь, построенная 5 лет назад на народные деньги, не стала в этом году врачебной амбулаторией, заслуга… местного муллы.

Местную администрацию, благочинного церквей Павлодарского округа и даже архиепископа измучил жамбылский чудак - дед Иван. Он жаловался, ругался, хлопотал о сохранении сельского храма. Почти слепой 80-летний ветеран труда и участник освоения целины Иван НАСТЮШЕНКО (на снимке), которого в селе считают немного “не того”, тратит на поддержание храма большую часть своей пенсии.
- Заходим внутрь, он начинает все ощупывать, - рассказывает сельчанин Михаил КОВАЛЕНКО, читающий в храме по воскресеньям акафист. - Там постоянно что-нибудь исчезает. Подходит к чаше со святой водой - нет кружки. Ковыляет со своей палочкой в магазин и покупает ее. Закончилось масло в лампадках - семенит за растительным маслом. За церковным же в город не наездишься. В прошлую зиму договорился со знакомыми и привез из Экибастуза две машины угля, но топить в церкви никто не стал. И Иван Иванович раздал уголь желающим.
Семь лет назад старик добился возведения этого просторного храма - выпросил у властей заброшенный дом и на первом этапе взял стройку на себя. Потом подключились народ и акимат, местные бизнесмены и организации, христиане и мусульмане. Настюшенко следил, чтобы здание соответствовало православным канонам, сам столярничал и, несмотря на возраст, даже устанавливал купол. Потом ездил по церквям области, собирал иконы.
- Мой дед Степан ПОНОМАРЕВ строил Вознесенский собор в Алма-Ате, потом жил при церквях пономарем, - рассказывает он. - Ну и я решил: продолжу семейную традицию. Я ведь в этом селе 50 лет живу, здесь жену встретил, детей вырастил, овдовел. Храм для села - это благо. Когда мы закончили строительство, прибыл аким области Кайрат НУРПЕИСОВ, посмотрел - а за церковью руины. Спрашивает: “Это что за сарай? Я отвечаю: “Наш дом культуры”. Он распорядился выделить из бюджета 20 миллионов и восстановить ДК. На церковь аким пожертвовал свои 30 тысяч тенге.

А потом в храме, открытом с помпой 5 лет назад, власти чуть было не разместили врачебную амбулаторию. Уже частично разобрали ограждающие церковь освященные бетонные плиты, которые пошли на пол в доме культуры, вывезли доски, заготовленные дедом Иваном для возведения колокольни, срезали водопроводные трубы. Даже сваренную Настюшенко металлическую лесенку, чтобы окна красить, и ту унесли.
- Своего батюшки здесь нет, священник приезжает только по большим праздникам, содержать церковь не на что. Поэтому мы хотели ее большое здание отдать под врачебную амбулаторию, а храму выделить небольшое помещение, чтобы затрат на содержание меньше было, - рассказывает аким Жамбылского сельского округа Нурман АЙТУГАНОВ. - Игумен Амфилохий дал “добро”, но сейчас от этой идеи мы уже отказались.
- Жители не раз обращались в епархию, чтобы в Жамбыл направили священника. Был бы свой батюшка, и проблем с содержанием церкви и его самого не возникло, - считает бывший замдиректора совхоза, ныне местный бизнесмен Ержан КАУМЕТОВ. - У нашего муллы, который, кстати, выступил против устройства в храме амбулатории, свое большое хозяйство. Оно его кормит, а мечеть помогаем содержать мы, сельчане. И церкви готовы помогать и фермеры, и мусульмане и христиане, раз народ ее построил.
Храм закрыт, вот и прихожан нет, считают местные жители. Отец Артемий помимо Жамбыла ведет службы еще в Христо-Рождественском храме Павлодара, церкви поселка Ленинский, а также в колониях. По словам сельчан, последний раз батюшка приезжал сюда 4 ноября прошлого года.

- А у меня другая информация, священник в этом приходе бывает регулярно, раз в месяц, он лично мне отчитывается, - не верит сельчанам благочинный церквей Павлодарского округа игумен Амфилохий. - Вы знаете, что этот приход посещают три, максимум пять человек?
Иван Иванович поясняет:
- Вывешу объявление, что будет батюшка, народ приезжает за 20 километров, а его нет. Постоят люди, поругаются, плюнут и уедут.
По словам сельчан, в те редкие праздники, когда отец Артемий находит время для жамбылцев, церковь полна людей, православные приезжают из ближайших сел - Лебяжье, Шарбакты, Черное. Как-то Иван Иванович завел специальный журнал и попросил отца Артемия расписываться, когда приезжает. Так и рассорился со священнослужителем.
- Мы и экскурсии учеников в храм начинали водить, потому что в школах ввели факультативный курс религиоведения, - говорит учитель начальных классов жамбылской школы Екатерина ГЕНШ. - Верующие пост держат, хотели бы причащаться, а негде. И умерших некому отпевать.

- Получается, в области открыли столько церквей, что теперь не хватает священников? - спрашиваю я у игумена Амфилохия. - Или батюшкам просто в селе сегодня не на что жить?
- Священников везде не хватает. Но проблема не в наличии храмов на селе, а в отсут­ствии духовности и нравственности у людей. И почему вас это интересует, занимайтесь другими делами. Если выйдет эта статья, я обращусь к вашему руководству и в управление внутренней политики области. А Настюшенко - неадекватен.
А когда-то, лет пять назад, священнослужители охотно разрешали писать и о торже­ственном открытии храма Казанской иконы Божьей Матери, и о Настюшенко. А в издающейся в Павлодаре газете “Благовещение” прежний благочинный церквей Павлодарского округа игумен Иосиф называл деда Ивана не иначе как “руководитель православной группы жителей села” и “неутомимый главный строитель”.

Ольга ВОРОНЬКО, тел. 8-7772265543, e-mail:
ovoronko@mail.kz , село Жамбыл, Павлодарская область, фото автора
Поделиться
Класснуть

Свежее