10481

Нигматжан ИСИНГАРИН: Не спешите, а то не успеете

Нигматжан ИСИНГАРИН: Не спешите, а то не успеетеВерно замечено: любое нужное и полезное дело мало просто начать - важно объяснить окружающим, почему ты его начинаешь.
Со своим сегодняшним собеседником - ветераном казахстанской властной обоймы (еще в советские времена он был замминистра путей сообщения СССР, а в независимом Казахстане - министром транспорта и первым вице-премьером правительства) - я знаком уже лет двадцать. И могу засвидетельствовать: он всегда следовал этому незыблемому для себя принципу.
Поэтому когда председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана и Федерации ассоциаций перевозчиков и экспедиторов Центральной Азии и занимающий еще десяток общественных и рабочих должностей доктор экономических наук Нигматжан ИСИНГАРИН позвонил в редакцию и предложил дать газете интервью, мы немедленно согласились.

- Вот сейчас многие говорят: зачем нам Таможенный союз, Единое экономическое пространство? Лучше бы сначала вступить в ВТО. Надо, конечно, туда вступать. Но не сразу. И не с места в карьер, - заявляет он. - Надо по каждой структуре разобраться, зачем надо вступать, в какой срок, на каких условиях, какую провести подготовительную работу.
С незапамятных времен развитие и благосостояние любого народа, любого государства определялось производством товаров и куплей-продажей в первую очередь с ближними соседями. Изоляция или самоизоляция экономически бессмысленна. Не случайно экономическую блокаду какого-либо государства сравнивают с объявлением ему войны. Оренбургская, Атбасарская, Семипалатинская, Каркалинская - десятки больших и малых ярмарок по всему периметру леса и степи - это была форма взаимовыгодных торговых отношений между Россией и страной казахов.
Таможенный союз - это и есть придуманная в XX веке система снятия каких-либо ограничений в торговле между договаривающимися странами и защита общих интересов товаропроизводителей. После отмены плановой экономики с жесткой принудительной привязкой производителей и потребителей товаров различные формы рыночного производства и торговли оказались востребованными и на постсоветском пространстве.
Таможенный союз трех государств ведет свою историю еще с январских соглашений 1995 года.


- Это каким же образом?
- Тогда три сегодняшних члена ТС - Казах­стан, Россия, Белоруссия - установили между собой режим свободной торговли, отменили внутренние тарифы, товарооборот между нашими странами значительно вырос. И в том же году (я тогда был первым заместителем премьер-министра) мы начали работу по синхронизации тарифов в торговле с третьими странами, а по сути - по созданию Таможенного союза. Мы унифицировали 93 процента тарифов…

- А ТС появился 15 лет спустя? Чем вы объясните такую “оперативность”?
- Ну, во-первых, ушли заинтересованные в этом люди. Тот же заместитель главы правительства России Алексей Алексеевич БОЛЬШАКОВ, который сделал очень много. С тех пор Россия все меньше и меньше прислушивалась к своим партнерам. И именно российская бюрократия, относившаяся к другим постсоветским государствам, скажем так, патерналистски, не очень-то прислушивалась к предложениям других государств. Вносил свою лепту в дисбаланс и Казахстан своими коррективами в тарифы.
Потом объем согласованных тарифов опустился до 70, 50, 40 и менее процентов. И вот наконец-то главы государств приняли жесткое политическое решение, и первый решающий шаг по формированию Таможенного союза сделан.


- Говорят о том, что монополия России в ТС приведет чуть ли не к утрате Казахстаном государственного суверенитета. По-вашему, этот тезис обоснован?
- Любое решение, соглашение, которое одно государство заключает с другим, затрагивает его суверенитет. Когда в 1993 году мы отказались от ядерного оружия, мы тем самым ограничили свой суверенитет. Разве не так? Недаром Венская конвенция ставит международные договоры выше внутреннего законодательства. “Чистого” суверенитета не бывает!
Даже США - единственная на сегодня сверхдержава - ограничены в своих действиях множеством международных соглашений. А Европа? Сколько полномочий отдали Германия и Франция правительству Евросоюза - Европейской комиссии! Но кто усомнится в том, что эти два государства суверенны? Кто вытаскивает терпящие банкротство Афины? Берлин и Париж. А кто поддерживает малые страны - члены ЕС из бывшего соцлагеря? Опять же Берлин и Париж. Но при этом и Греция суверенное государство.
Поэтому обвинения ТС в “ущемлении” нашей независимости - это больше из области популистических митинговых лозунгов и не имеет под собой серьезного обоснования. На такое разумное ущемление государство должно идти сознательно - ради своей же пользы. И потом не забывайте: географически Белоруссия - это уже Запад. Присоединение ее к Таможенному союзу дает возможность обеспечить нашим товарам кратчайший путь в Европу.
Выбор у нас невелик: США далеко, Европа - тоже, а рядом Россия и Китай. Если бы на месте Киргизии по соседству с нами расположилась Германия, то мы, возможно, уже сегодня говорили бы по-немецки. И не считали бы это каким-то “ущемлением”! Есть у русских староверов такое выражение - дер­жать прислон. Так вот нам вновь пришло время выбирать, к кому держать прислон будем. И я считаю, что выбор в качестве стратегического партнера России, сделанный Н. НАЗАРБАЕВЫМ, исторически верен, но при этом он жестко и целенаправленно защищает интересы Казахстана.
В ВТО вступать надо, но лучше это делать сообща, синхронизировав торгово-экономическое развитие ближних стран-соседей в рамках региональных союзов вроде таможенного. ВТО, откровенно говоря, действует в первую очередь в пользу экономически развитых государств. Членами ВТО уже стали Украина, Молдова, Грузия, Кыргызстан - и что они выиграли? Я задавал этот вопрос даже чиновникам ВТО, но ответа не получил.

- Но что дает эта самая “синхронизация” простому человеку, кроме взлета цен? Посмотрите, уже сегодня на вторичном авторынке дорожают подержанные иномарки. А что будет с 1 июля, когда вступит в действие единый Таможенный кодекс ТС? Вот почему среди наших автолюбителей распространено убеждение: этот ТС выгоден прежде всего России с ее пресловутыми “Жигулями”.
- Во-первых, давайте поговорим о выгодах-невыгодах после того, как ТС реально заработает. Вы же не можете знать, удобны ли вам новые сапоги или туфли, пока не начнете их носить. ТС еще породит много вопросов. На днях в Астане встречались производители сельхозпродукции. Вот сейчас, 25-26 апреля, мы соберемся в Астане осмыслить новую ситуацию в области железнодорожных перевозок и транзита. И так по каждому направлению надо анализировать (или, как сегодня модно выражаться, мониторить). Думаю, что на это уйдет минимум года три. Во-вторых, о “Жигулях”. “Автоваз” увеличил объем продаж. Это было бы невозможно, если бы их машины никто не покупал. У нас в Казахстане на “Жигули” презрительно косятся только в Алматы и Астане. А в сельской местности всегда предпочитают их “Тойотам”: дешевле, проще в обслуживании. В этом плане ТС невыгоден как раз обеспеченным людям, а не простым. Но если у тебя была возможность купить иномарку за несколько десятков тысяч долларов, то сегодня, когда три члена ТС увеличат ввозную пошлину на продукцию третьих стран, ты найдешь еще пару десятков тысяч, чтобы купить ту же “Тойоту”. Причем эта добавка идет не куда-нибудь, а через пошлину в государственный бюджет того же родного Казахстана.

- Обыватель, прочитав эти строки, воскликнет: “Так давайте снизим или вообще отменим эту чертову ввозную пошлину - и к нам хлынут дешевые и качественные товары!”. У вас есть что ему ответить?
- А я вам на это расскажу о яйцах из Китая.

- ?!
- У нас, как вы знаете, всегда существовала ввозная пошлина на яйца, мясо, другие продукты - от 15 до 30 процентов. И вдруг в конце 90-х годов Алматы наводнили китайские яйца - очень мелкие. Я тогда работал в интеграционном комитете и быстро выяснил: на них отменили ввозную пошлину - кто-то подсуетился и пролоббировал. Я на приеме у президента разъяснил ситуацию. Президент вызвал кое-кого из причастных, и пошлину быстро вернули на место. А на прилавках вновь появились наши казахстанские яйца - может, не самые дешевые, но вкусные и свои.
А если мы уберем или резко снизим все ввозные барьеры, как того требует та же ВТО, то завтра наш производитель совсем загнется, и “дешевые, но качественные” товары, о которых грезит упомянутый вами обыватель, будет просто не на что покупать. Ведь, по большому счету, потрясения, происходящие в “охваченной” ВТО Киргизии, вызваны именно этим тоже. А у нас - “неохваченных” - спокойствие и стабильность.
В начале самостоятельности был тезис: что не произведем, то и купим. Но в том-то и дело: если не произведем и не продадим на своем или внешнем рынке, не заработаем средства - то на что купим? Опять вся надежда на продажу нефти и сырьевых ресурсов? Мы и так не очень много чего производим - так давайте защищать своего производителя! А потом, пошлины пополняют бюджет, с которого мы требуем увеличить пенсии, зар-платы бюджетникам и много чего еще.

- Лично я - за. Но где гарантия, что с началом работы ТС нашего производителя не задавят россияне и белорусы (последние, к примеру, знатные производители молока)?
- Гарантию мне, конечно, давать тяжело. Но если наши чиновники нормально - на совесть и без горячки - “запустят” все достигнутые в рамках ТС соглашения, то казахстанское мясо и другие продукты появятся на прилавках Москвы и Минска. Это разве не выгода?
Главное - чтобы чиновники наших стран не впали в эйфорию: мол, раз и вы, и мы в Таможенном союзе, значит, вы купите у нас все - каким бы оно ни было. Производителям товаров, безусловно, надо работать над конкурентоспособностью и на внутреннем рынке, и в рамках ТС. А наши переговорщики в правительстве не должны пороть горячку! Надо ехать на заседание той же трехсторонней комиссии ТС - анализируйте, договаривайтесь, отстаивайте. А если мы, не отработав все вопросы ТС, перейдем к единому экономическому пространству, это будет неоправданной поспешностью.

- Что конкретно вы имеете в виду?
- Вот сегодня мы получили свою долю - 7 процентов таможенных пошлин. Но если завтра ситуация изменится и наш импорт из третьих стран упадет, то в Москве скажут: давайте скостим им эту цифру. И будут правы. А у нас уже пошла эйфория: вот, дескать, мы какие молодцы - выбили у Москвы 7 процентов! Ничего мы у Москвы не выбьем, если делом не докажем, во всем не разберемся, о плюсах и минусах не расскажем, полезное не разовьем, а по недостаткам не примем нужных для нас мер. И только потом переходить к Единому экономическому пространству. ЕЭП - это полная синхронизация законодательной базы для товаропроизводителей и деятельности всех отраслей: от сельского хозяйства до транспортировки нефти. За год этого не сделаешь. Можно только отменить все свои законы и перейти на российские. Вот это и будет означать потерю суверенитета, о которой говорят выступающие против.

- Кстати, вы читали письмо Мухтара ШАХАНОВА премьер-министру МАСИМОВУ?
- Читал. И думаю, что это - свидетельство незнания или предвзятого толкования сути вопроса. А то и другое, в свою очередь, - следствие нежелания власти внятно объяснить обществу да и уважаемому мною М. Шаханову то, что он собирается делать.

- Нежелания или неумения?
- Умельцы, как показывает практика, во власти есть. Вот недавно я был на встрече в акимате Алматы, посвященной как раз Таможенному союзу. Так мне очень понравилось выступление там министра экономики и торговли Жанар АЙТЖАНОВОЙ. Она говорила на казахском языке очень грамотно, образно и доступно. Удивительно: самым сложным экономическим терминам нашла адекватный перевод. Молодец! Плохо другое: в зале сидели акиматовские госслужащие да представители зависимого от них бизнеса. Людей, называющих себя оппозицией, там не было.

- Почему?
- В 1994 году, став первым замом премьера, я сразу же предложил КАЖЕГЕЛЬДИНУ: давай встретимся с оппозицией. Он категорично ответил: тебе надо - ты и встречайся! Я тогда их собрал на шестом этаже Дома правительства в Алматы, слушал их и многое воспринял для своей деятельности. А сейчас в акимат (в то же здание, между прочим!) их, наверное, не позвали (накануне выхода этого номера газеты мы получили официальное подтверждение присутствия на “круглом столе” в акимате представителей национал-патриотов. Приглашение было выслано и Мухтару Шаханову, однако он не явился. - Ред.).

- Неужто вы его не знаете, Нигматжан Кабатаевич? Наши чиновники за последнее время окончательно уверились в собственной непогрешимости и не желают “сверять часы” с обществом. Или вы думаете иначе?
- Не знаю... Одно знаю точно: оппозиция использует создаваемый властью информационный вакуум в своих политических целях. Люди, далекие от экономики, клеймят “антинародную” политику правительства на митингах, пишут “разгромные” статьи в оппозиционных газетах. Послушать и почитать это - волосы дыбом! А что такое оппозиция? Это же наши люди, наши сограждане. Как можно бояться дискуссий с ними?! Надо спорить, объяснять, ругаться: не с толпой на митинге - это бесполезно, а с ее представителями в том же акимате, на “круглых столах”, встречах.

- Одним словом, вы предлагаете развернуть в массах агитацию за Таможенный союз?
- Народ инертен (по крайней мере, в Казахстане). Люди в массе своей не слишком осведомлены о том, что такое ТС. Есть он или нет - у них свои, более земные заботы. Обидно другое: тот круг людей, которые взяли на себя смелость критиковать власть от имени народа, бросают в нее камни и по делу, и не по делу, используя благую, в сущности, идею Таможенного союза как одно из тяжелых орудий своей критики. А власть мало чего предпринимает для “разоружения” этих людей.

Виктор ВЕРК, Алматы, e-mаil:
verk@time.kz
Поделиться
Класснуть

Свежее