10545

Коммерческое предложение

Коммерческое предложениеЕсли вы депутат мажилиса Бекболат ТЛЕУХАН, не читайте эту статью, потому что вас хватит инфаркт, а нам не хотелось бы напрягать ваше беспокойное сердце. Дело в том, что режиссер Амир КАРАКУЛОВ закончил съемки фильма “Нереальная любовь”, в котором казашка любит русского парня. Более того, у самого Каракулова бабушка - русская. И - оцените цинизм этого кинематографиста! - жена тоже.

Амир прославился как режиссер авторского кино. Он один из ярчайших представителей той самой “новой волны” казахского кино, которую воспитал Сергей СОЛОВЬЕВ. Снял Каракулов достаточно, призами разных фестивалей тоже не обделен. И теперь впервые в жизни решил сделать коммерческий фильм. Режиссера поддержал “Казахфильм” - на историю о любви, развивающейся параллельно и в реальном мире, и виртуальном интернет-пространстве между персонажами Бибигуль СУЮНШАЛИНОЙ и Артура СМОЛЬЯНИНОВА, государство выделило $2,4 миллиона.
И, что самое интересное, Каракулов собирается эти деньги бюджету вернуть.
- Для меня дело принципа - не только вернуть деньги в бюджет, но и сделать так, чтобы государство заработало на нашем фильме, - говорит Амир. - Я хочу доказать, что казахстанское кино может быть прибыльным.

- Ну, конечно, бедные казашки будут влюбляться по фильму в русских и негров, а вы на этом бесстыдном аттракционе станете бабки заколачивать. Вообще, совесть есть у вас?
- Я не думал о национальности, когда писал сценарий. Кроме того, мы же провозглашаем межнациональное согласие. А вообще, у каждого человека есть свое мнение, и он волен его выражать. Тлеухан считает, что казашкам нельзя выходить замуж за русских. Я считаю, что можно. Вот и все...

- Только дело в том, что, если депутаты убедят в своей правоте министра культуры, любой фильм - и ваш в том числе - просто не получит прокатное удостоверение.
- Тогда придется выехать из страны. А что еще делать? Но я бы, конечно, этого не хотел. Тут же Родина моя.
Мне кажется, что такие выступления - производное глобализации. Народы просто боятся раствориться в каше нового времени. Того же Тлеухана я считаю великим казахским певцом - когда он поет, у меня волосы на макушке встают дыбом. Он несет в себе частичку этнокультуры и пытается ее защитить. У него есть некая казахская миссия, как у СОЛЖЕНИЦИНА - русская. Я имею свое мнение на этот счет, однако нападать ни на кого не стану. И знаешь почему? Потому что разница между патриотом и националистом в том, что первый любит свою жену, но при этом не хочет побить чужую. Нам надо быть толерантнее друг к другу…

- Вы сказали, что вернете государству деньги, потраченные на ваш фильм. Но разве государство должно, в принципе, зарабатывать на кино, которое кроме всего прочего еще и мощнейший идеологический инструмент?
- В СССР была цензура, была сеть кинотеатров и один телеканал. Поэтому идеология работала. А представь, если бы границы открыли и начали показывать все американские фильмы? Кто-нибудь смотрел бы советское кино? Да никто! Идеология - самый жуткий путь в кинематографе, бабки на ветер. Ты делаешь пафосное кино, а его тупо не смотрят. И заставить зрителя пойти на него нельзя. Конечно, идеологическая подоплека есть в любом фильме, но ее надо заворачивать в красивую обертку коммерческой привлекательности.

- Ардак АМИРКУЛОВ говорил недавно о внутренней цензуре, о правилах игры, в которой многим творцам просто нет места. Например, его ученики написали сценарий о лесбийской любви, но вряд ли его когда запустит “Казахфильм”. Это ведь очень тревожный сигнал! Вы вообще слышали когда-нибудь, чтобы госкомпания отказывалась от таких тем?! Общественность в недоумении.
- Я знаю этот сценарий, сам помогал его писать. Но его не запустят нигде. Вот пойди в “Юниверсал” и предложи его снять. Откажут стопроцентно, потому что Америке не нужны фильмы о лесбиянках. Там тоже есть цензура, но другая - цензура денег. Цензура была, есть и будет всегда. Другое дело, что с ней не стоит пережимать.

- Возвращаясь к депутатам: у нас практически все считают, что разбираются в кино и считают своим долгом дать реальный совет киношникам. Вас это не парит?
- Кино всем кажется очень простым. Хотя на самом деле чем легче фильм по восприятию - тем тяжелее его делать. Это аксиома. Но кино создает иллюзию того, что его может сделать любой. А почему бы нам не собрать “Мерседес” или “Боинг”? Ведь Казахстан не производит ничего конкурентоспособного, и было бы неплохо выйти в мировые лидеры, например, автомобилестроения. Но все это по сравнению с кино не кажется элементарным. Хотя в фильме деталей больше, чем в воздушном лайнере. И собирать его ничуть не легче. Причем мы сейчас реально способны производить кино на мировом уровне. И это уникальное явление, потому что кино - едва ли не единственное, что мы можем делать действительно качественно. Наверное, покажется бахвальством, но я уверен, что в мире мой фильм посмотрит много людей. А за мной придут другие режиссеры и снимут другие фильмы.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ,
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть