11223

Обнал для фортепиано с оркестром

Обнал для фортепиано с оркестромКазахская национальная консерватория им. Курмангазы судится со своим преподавателем за то, что... у него украли деньги. Тем временем на ректора консерватории, прославленную пианистку Жанию АУБАКИРОВУ, ее подчиненные - и бывшие, и нынешние - написали жалобу президенту страны.

Галия ТОЛУМБЕКОВА, преподаватель дирижирования, проработала в консерватории около двадцати лет. И даже предположить не могла, чем все закончится. А начиналась эта история ровно год назад с радостного события...
Обнал для фортепиано с оркестромВ апреле 2009 года педагоги и студенты консерватории (в их числе - Галия Толумбекова) собирались на международный конкурс хоровых коллективов в Италию. Накануне отъезда, вечером 9 апреля, педагогу позвонила коллега, оформлявшая документы на поезд-ку, и сообщила: завтра на карточку Галии Дюсебековны, едущей за границу за свой счет, бухгалтерия консерватории перечислит командировочные на группу, которые она должна немедленно обналичить и в бухгалтерию же вернуть. Толумбекова раньше слышала, что в консерватории такое практикуется, но все же удивилась: почему деньги перечисляют именно ей? Ведь она не руководитель студенческого хора, не старшая группы выезжающих.
На следующий день педагог пошла в банк и ужаснулась, когда увидела, что ей перечислили 950 тыс. тенге! Женщина сняла всю сумму. А на пороге консерватории сумку со всеми деньгами у нее выхватил неизвестный. Догнать она его не смогла.
Следователи возбудили уголовное дело по факту хищения.
Естественно, первой подозреваемой стала сама Толумбекова. Ее много раз вызывали на допросы, очные ставки, опознания, и в конце концов следственное управление ДВД Алматы пришло к выводу: педагог к похищению денег не причастна.
Однако руководство консерватории потребовало от Толумбековой вернуть деньги. Женщина была в растерянности, естественно, ни о какой Италии речи уже не было…

Обнал для фортепиано с оркестром- Как я переживала, не могу передать словами, - рассказывает педагог. - Я похудела на 11 килограммов, у меня появилась нев-ралгия сердца. Руководство консерватории мне не верило. В конце концов я не выдержала и предложила руководству вычесть из моей зарплаты украденную сумму.
Вместо этого ей… сократили преподавательские часы. В 2009/2010 учебном году рабочая нагрузка Толумбековой составила всего 0,25 ставки; в результате ее зарплата упала с 40 тысяч до 13 тысяч тенге. А вскоре консерватория подала на Толумбекову в суд с требованием возврата денег. Сейчас судебные слушания идут полным ходом.
Доведенная до отчаяния женщина пошла в финансовую полицию и рассказала о практике обналичивания средств через сотрудников, которые не являются материально ответственными лицами (мы, кстати, обратились в Алматинский департамент финполиции за комментарием, и там обещали ответить со дня на день).
Толумбековой стали выносить строгие выговоры, разбирать ее поведение на собраниях коллектива, писать на коллегу жалобы в партию “Нур Отан”.
5 марта 2010 года Галие Дюсебековне приказали провести открытый урок, на котором присутствовали (неслыханное дело для консерватории!) сразу три проректора. По итогам урока было принято решение признать работу педагога неудовлетворительной.

А на днях группа из 11 бывших и нынешних преподавателей консерватории, среди которых кандидаты и доктора искусствоведения, лауреаты международных конкурсов, пожаловалась на ректора Жанию Аубакирову президенту страны (копия письма - в распоряжении редакции). Кроме странной практики обналичивания денег здесь еще немало камней в огород Жании Яхияевны.
“Забота” ректора о студентах выражается так: с приходом Аубакировой был введен сбор денег со студентов “за амортизацию музыкальных инструментов”. За пользование инструментами каждый студент обязан ежегодно оплачивать до 5000 тыс. тенге, - приводят авторы любопытные факты. - Учебные аудитории, концертные залы консерватории сдаются в аренду”...
Мы позвонили г-же Аубакировой. Ректор сообщила: у нее нет времени на встречу - она собирается на гастроли и вернется только в начале мая. Впрочем, Жания Яхияевна сочла нужным добавить: Толумбекова “терроризирует” вуз уже целый год, по ее заявлениям в консерватории были и финпол, и прокуратура. По ее словам, Толумбекову она, скорее всего, уволит, поскольку та ее уже “достала”.
А через час после этого разговора в редакции появился проректор консерватории Игорь ВЕСЕЛОВСКИЙ.
- Поскольку вуз - госучреждение, мы не можем выплачивать суточные и командировочные наличными, поэтому отправляем деньги на карточки преподавателям, - рассказал он. - Потом эти деньги они возвращают в бухгалтерию. Студентам (выезжающим на гастроли. - В. Б.) мы тоже давно не переводим деньги: был печальный опыт, когда ученики посчитали, что все суточные - это деньги на одни сутки.
Я объяснил Толумбековой после кражи, что есть два пути - либо она возвращает нам деньги, либо мы подаем в суд. Потому что такую сумму списать нельзя. Но предупредил: настаивать в суде мы ни на чем не будем - процесс нам нужен, чтобы списать деньги, чтобы бухгалтерия была чиста. И с зарплаты ее мы не можем по частям брать - мы же не кредитная организация.
И продолжил уже от себя:
- Ее (Толумбекову. - В. Б.) никто не притеснял, все наши действия - лишь реакция на письма Толумбековой. Сами посудите, каково это, когда народных артистов стали таскать всюду, они по два-три часа сидели перед мальчиками из финполиции - писали объяснительные. После этого Толумбекову просто ненавидят, и это совершенно нормальная реакция! А ставку ее сократили потому, что она и раньше работала на маленькой ставке - просто когда-то освободился преподаватель, и ей дали нагрузку (побольше. - В. Б.).
Не забыл проректор Веселовский и о жалобе, направленной президенту.
- Брать деньги со студентов за музыкальные инструменты - нормальная практика, - невозмутимо заявил он напоследок. - А почему они должны бесплатно играть на дорогих инструментах?

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее