11195

Кто копал - тому и кости

Кто копал - тому и костиВ этом году исполнилось 40 лет главной археологической находке Казахстана - Золотому человеку из кургана Иссык. Древний вождь является символом нашего государства, но при этом судят его по одежке, и никто не задается вопросом: а почему у нашего великого предка нет лица?

Итак, 4 апреля 1970 года группа под руководством знаменитого археолога Кемаля АКИШЕВА прибыла на место раскопок на кургане Иссык, где уже вовсю кипела работа. Четыре дня спустя ученые добрались до той самой погребальницы, ставшей впоследствии известной всему миру благодаря Золотому человеку. Интересно, что гробница находится на удалении от центрального кургана, то есть найденные останки принадлежат не основной фигуре захоронения. Как известно, в погребальной камере было найдено свыше четырех тысяч золотых предметов, а также глиняные сосуды, серебряная посуда и деревянный чернак. Кроме того, - и это очень важно - сохранился скелет погребенного.
Вот что написал в издании “Памятники истории и культуры Казахстана” (1984 г.) археолог Бекен НУРМУХАНБЕТОВ, принимавший непосредственное участие в раскопках: “В отдельную коробку укладываем кости скелета, чтобы антрополог мог дать заключение о поле, возрасте, расовом типе погребенного”.
Сейчас Бекен-ага утверждает, что лично передал все останки антропологу Омурзаку ИСМАГУЛОВУ для анализа и с той поры их не видел. А вот что сказал нам сам доктор исторических наук, член НАН РК:
- Мне передавал останки Кемаль Акишев. Потом он забрал их, а куда и с какой целью, мне неизвестно. Но определение я действительно делал. Правда, археологи совершили ошибку - они должны были пригласить ученого для анализа сразу после изъятия, но они сделали это спустя некоторое время. Условия хранения были неблагоприятные, в результате чего кости начали терять свои свойства. Кроме того, я исследовал лишь фрагментарные части: лобные кости, челюсти, какую-то часть таза... На основании нижней челюсти и лобных остатков я вынес возрастное определение: это молодой человек 18-20 лет.

Кто копал - тому и кости- Сейчас очень много споров о том, мужчина это или женщина.
- Я до сих пор стою на той точке зрения, которая появилась у меня под впечатлением от исследования. Нижняя челюсть была достаточно стройная, тонкая и при этом большого размера. Для женщины это редкость. Надбровные дуги, носовые кости дали мне возможность говорить о том, что найденные останки принадлежали именно мужчине. Но элемент сомнения всегда есть. Если бы сейчас была возможность провести хромосомный анализ, то и вопросов бы не было.

Почему бы сейчас не провести генетическую экспертизу? Потому что нет самих останков. Все специалисты, с которыми мы связывались по этому поводу, утверждают, что кости забрал себе ныне покойный Кемаль Акишев. По словам Исмагулова, в законодательном обеспечении археологических изысканий была и есть такая дыра: по умолчанию человеческие останки принадлежат нашедшему их ученому. Кто копал, того и кости. Государству вроде они не очень интересны. К сожалению, нам не удалось созвониться с сыном знаменитого археолога, Алишером Акишевым, который сейчас работает в Центральном музее. Его не было на рабочем месте, и мобильный оказался недоступен.
Однако автор реконструкции одеяния Золотого человека Анатолий ТАНАБАЕВ утверждает: Акишев, равно как и вдова Кемаля Акишевича, ничего об останках не знает... Нурмуханбетов, в свою очередь, считает, что кости то ли перепутал, то ли потерял сам антрополог, пока кочевал со своей лабораторией. В общем, истина где-то рядом.
Между тем согласно работе того же Исмагулова “Антропология в системе музееведения” до V века до н.э. территорию нынешнего Казахстана занимали “местные насельники, которые в антропологическом отношении обладали исключительно европеоидными чертами без какой-либо примеси монголоидных элементов” (кто-то, может быть, усмотрит в этом причину неизбывной тяги наших рулевых в Европу возглавлять ОБСЕ). А Золотой человек, напомним, датируется V-IV вв. до н.э.
Вкупе с тем, что точно установить пол найденного гомо сапиенс не представляется возможным, поле для догадок остается непаханое.
Может, это был блондин с голубыми глазами? Так ведь не исключено, что и блондинка с зелеными. Или шатенка с коричневыми. А какой у этого человека был нос? А скулы?

Предположим, костюм для нас важнее человека, который его носит, - подход, в общем, не новый. Но дешифровка символов одеяния Золотого человека тоже проходит на уровне догадок. Есть несколько вариантов реконструкции костюма, и главное - головного убора. Причем в разных местах экспонируются несовпадающие в ключевых деталях костюмы, но никого это не “парит”. Никого, кроме упомянутого Анатолия Танабаева, который подвел под свою работу целую философию и сделал вывод: наши предки жили по Ведам. Анатолий Ешмухаметович готов поспорить с теми, кто хочет опровергнуть его теорию, но что-то никто не рвется. А Министерство культуры шлет дежурные отписки о том, что Золотой человек всякий раз “вызывает неподдельный интерес публики во всем мире”.
Что в сухом остатке? Мы не знаем, как выглядел Золотой человек, какой он был расы и пола. Мы не знаем, что символизируют фигурные украшения на его костюме. А они, между прочим, активно используются в государственной символике. Мы знаем только, что костюм у предка золотой, его можно воздеть к небесам на площади Республики.
С другой стороны, это ведь тоже символ?

Тулеген БАЙТУКЕНОВ,
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

P.S. Через минуту после нашего разговора в редакцию перезвонил Бекен Нурмуханбетов:
- То, что у Золотого человека нет лица, - это нормально. Вот у нас тут есть другие находки, им делали реконструкции лица. И древний человек почему-то стал смахивать на местного акима. Ну ты понял.
Да все поняли, Бекен-ага.
Поделиться
Класснуть