7266

Сегодня жить от зарплаты до зарплаты труднее, чем в СССР

Сегодня жить от зарплаты до зарплаты труднее, чем в СССРНа вопросы читателей на “прямой линии” отвечает заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат БЕРЕНТАЕВ (на снимке).

Тулеген СМАНКУЛОВ, Петропавловск:
Недавно первый вице-премьер РФ Игорь ШУВАЛОВ заявил: Россия будет вступать в ВТО самостоятельно, тогда как при создании Таможенного союза (ТС) три наших государства вроде бы планировали сделать это вместе. Неужто снова “происки россиян”?
- ВТО - организация индивидуальная, каждая страна должна вступать в нее отдельно. В этом плане заявление, что мы, дескать, войдем туда всем Таможенным союзом, было сделано сгоряча. Да и речь изначально шла о другом: вступая в ВТО “колхозом”, каждая из наших трех стран будет иметь примерно одинаковые условия, и, соответственно, ни одно из государств - участников ТС не будет иметь никаких привилегий.

Иван Петрович ЛЫННИКОВ, Тараз:
Сейчас по всей стране люди без индивидуального идентификационного номера (ИИН) меняют свои удостоверения личности. О том хаосе, что творится в ЦОНах, регулярно пишут газеты и передает телевидение. Что вы об этом думаете?
- Начнем с того, что поправки в законодательство, которые предусматривают введение ИИН, были приняты в 2007 году, то есть почти три года назад. Но все это время - вплоть до начала 2010 года - государство не информировало население. А сейчас мы видим ажиотаж на грани фола. Это в очередной раз напомнило мне о пока не излечимой болезни общества - плохом исполнении законов.
С другой стороны, куда мы с этими ИИН торопимся? Зачем эта дата - 13 августа (последний срок бесплатного получения новых удостоверений личности с ИИН. - Ред.)? Мне кажется, снова сказалась чиновничья привычка устанавливать взятые с потолка даты для соблюдения отчетности. На виду и корыстный смысл нововведения: обеспечение громадного заказа для аффилированных с госсектором фирм. Появятся чипы в удостоверениях - нужны будут и устройства для их считывания. Ну и так далее.

Аро, вопрос с сайта газеты “Время”:
Господин Берентаев, вот вы говорите о Таможенном союзе только в радужных тонах, чиновники наперебой начинают говорить о разносторонней унификации Казахстана с Россией, создают даже общие учебники религиоведения. Не получится ли так, что между делом вместе с учебниками унифицируют и весь Казахстан?
- Я считал и буду считать, что у ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП) больше плюсов, нежели минусов. Более того, это объективная необходимость. Национал-патриоты вообще говорят об опасности потерять суверенитет, но ТС, напротив, его спасет. И зависеть это будет от интеграции.
В мире давно появились новые игроки - транснациональные компании и международные организации - как правительственные, так и неправительственные. И они стали доминировать над национальными экономиками. Решениям Совета безопасности ООН или МВФ суверенные республики следуют беспрекословно - даже если это идет вразрез с национальной политикой. Транснациональные компании тоже диктуют правила игры. Мощь ведущей семерки транснациональных нефтедобывающих компаний на порядок выше экономики Казахстана. А по правилам выживания сильный давит на слабого для проведения собственной политики. И чем слабее государство - тем удобнее им манипулировать. С середины 80-х годов прошлого столетия распалось очень много стран, и этот процесс будет продолжаться. Интеграция - единственная возможность противостоять экономическим монстрам. Я уверен, что без ТС или ЕЭП к 2050 году Казахстан будет раздроблен на множество анклавов и останется единым государством только на бумаге. Даже сейчас это разделение уже сильно заметно: регионы больше торгуют за рубежом, чем между собой. Единственное, что пока нас объединяет, - республиканский бюджет и единая система управления.
Даже получив 7 процентов от общего объема импортных пошлин внутри ТС, Казахстан выиграл. Конечно, будут и потери. Например, пострадают автовладельцы и экспортеры. Но интересы этих категорий не сравнимы с интересами всего населения.
К тому же автомобилистов государство вполне может защитить. Например, покупателям новых импортных автомобилей, коих не так уж и много, можно предоставлять скидку по уплате таможенной пошлины.

Казбек, Алматы:
Как вы думаете, какой процент населения страны может составить протестную массу для социального взрыва? Есть потенциальная угроза этого в Казахстане?
- Последние соцопросы в Казахстане говорят: большинство населения довольно ситуацией в стране. Но это совсем не признак благополучия - а как раз падение уровня социальных притязаний, когда люди привыкают жить без потребности в завтрашнем дне и отказываться от каких-то благ. Кто-то “падает” ниже - до архаичности, обитая в пределах домашнего производства. Но недовольство большинства копится. Их, недовольных, на самом деле около 85 процентов.
Кстати, в 1989-1990 годах одно экономическое издание сделало перерасчет валового внутреннего продукта на душу населения в Казахстане. Он составил порядка 7 тысяч долларов. По текущему курсу - $14-16 тысяч, что значительно выше нынешнего уровня ВВП на душу населения (8800 долларов. - А. А.). Тогда, если вспомнить, четверть зарплаты советских людей экономилась за счет бесплатной медицины, образования, коммунальных услуг. Сейчас жить от зарплаты до зарплаты гораздо труднее.
С другой стороны, массовый социальный протест в стране просто невозможен - нет базы. Население расслоилось, у каждой группы свои индивидуальные проблемы.

Ержан С., Алматы:
Скажите, а вы верите в то, что государство вероломно вмешалось в политику ведущих системообразующих банков (как говорят их прежние владельцы) для дележки чужого пирога?
- Возможно, и идет передел собственности в пользу определенных групп, но вряд ли государство спешит прибрать к рукам банковский сектор. Вообще, по-хорошему, действовать в отношении проблемных банков нужно было через процедуру банкротства. Но я думаю, что проблемы БТА Банка, возникшие в 2008 году, нужно было решать его прежним владельцам. Смена собственника - не лучший путь, который, как мы видим, повлек серьезные судебные претензии со стороны кредиторов. Более того, ситуация подкосила банковскую систему: стало очевидно, что при желании можно посадить в калошу любой банк.
Сейчас позиция государства, намеревающегося выйти из капитала банков, как только все устаканится, выглядит цинично по отношению к населению. Получается, что банки сначала получали сверхдоходы за счет налогоплательщиков. Затем, когда пузырь лопнул, их спасали опять же на народные деньги. А кто даст гарантию, что после оживления банковского сектора снова не начнется массовое “доение” населения?
Заметьте, никто из акционеров проблемных банков не пожертвовал личной собственностью для спасения своего детища. Я что-то не слышал, чтобы хоть один банкир продал свою виллу в пользу банка.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть