10422

Небоевая потеря

Вчера Комитет солдатских матерей Астаны подал в суд на МВД РК за волокиту в расследовании гибели Павла СЕРГИЕНКО - военнослужащего войсковой части № 21450, расквартированной в поселке Гвардейский Жамбылской области.

2 августа 2009 года парня, повешенного на солдатском ремне, нашли сослуживцы из другой роты. Они и вынули его из петли. Руководство части в этот же день провело служебное расследование случившегося и направило материалы в военную полицию Гвардейского гарнизона “для выяснения правдивых обстоятельств дела и принятия дальнейшего процессуального решения”.
Что же выяснили отцы-командиры? По их мнению, у парня были причины наложить на себя руки: несколькими днями ранее он якобы уже пытался вскрыть себе вены лезвием из-за того, что не успел добежать до туалета по нужде.
Именно эту версию на протяжении девяти с лишним месяцев рассматривает Военно-следственное управление МВД РК, несмотря на то что в документах есть серьезные противоречия.
В частности, из заключения судебно-медицинской экспертизы следует: на теле погибшего Сергиенко обнаружены многочисленные ушибы и кровоподтеки, полученные задолго до смерти. Кроме того, эксперты не обнаружили физиологических признаков, характерных для “висельников”: как правило, у них ломаются гортанные хрящи, выпадает язык, синеет лицо. До сих пор следователи не нашли обмундирование Павла Сергиенко и его берцы: в деле фигурирует не известно чья одежда, а она у солдат обычно именная. Не сняты отпечатки пальцев с того самого лезвия, которым он якобы намеревался вскрыть себе вены.
Небоевая потеряРодители погибшего солдата и председатель Комитета солдатских матерей Астаны Людмила КОСТЕНКО не дают Гвардейскому военно-следственному управлению МВД РК и Главной военной прокуратуре покоя. За долгие девять месяцев они успели провести собственное расследование и пришли к выводу: у Павла были проблемы с сослуживцами, которые вымогали у него деньги.
- Мы установили круг сослуживцев солдата, которые могли быть причастны к его смерти, но все эти люди были сразу же (после гибели Сергиенко. - А. А.) переведены на службу в другие части - в Мерке, Луговое, Тараз. Хотя командование не имело права этого делать, - говорит солдатская правозащитница. - Трижды в возбуждении уголовного дела было отказано - и столько же раз прокуратура отменяла эти отказы. Однако никаких сдвигов по делу нет. Поэтому мы вместе с родителями Паши приняли решение: подать на МВД в суд за волокиту дела и взыскать 5 миллионов тенге морального ущерба - за опороченные честь и достоинство семьи. Девять с лишним месяцев Военно-следственное управление топчется на месте, виновные в гибели солдата не найдены, а время для объективного расследования безнадежно упущено…

Небоевая потеряВ то время как следователи упорно твердят о суицидальных наклонностях военнослужащего, в личном деле карагандинца Павла Сергиенко медицинских документов, подтверждающих это, нет. Более того, во время прошлогоднего военного призыва, когда парень попал в армию, департаментом по делам обороны Карагандинской области ему была дана психологическая справка: призывник готов к службе и имеет хорошие результаты тестирования. Ни о каких склонностях к самоубийству тогда не было и речи!
Мачеха погибшего солдата Наталья АНДРЕЕВА считает: следователи намеренно придерживаются версии суицида.
- Это самый легкий путь - переложить всю вину на нашего сына, которого военные полицейские выставили самоубийцей, - убеждена она. - Паша хотел служить, чтобы в будущем найти престижную работу и содержать семью. Его били, но на это никто не обращает совершенно никакого внимания. Пару недель назад мы вместе с Людмилой Костенко были в МВД и поставили их в известность о намерении подать в суд, так что наш иск для них - не новость.
По словам Людмилы Костенко, на счету которой не одно подобное дело, волокита следствия в подобных случаях стала обыденным явлением.
- Седьмой год идет следствие по факту гибели в одной из войсковых частей Алматы Саята ТОПАРБАЕВА, которого обнаружили с тяжелой черепно-мозговой травмой на пустыре неподалеку от части, - рассказала нам Людмила Ивановна. - Ему сделали две сложнейшие операции, но он умер на 23-и сутки, не приходя в сознание. На месте трагедии обнаружены следы крови на земле, окровавленные бинты, сняты соскобы со стен, однако на экспертизу были отправлены вскрытые конверты с биологическим материалом для исследования. По делу сменилось 5-6 следователей ДВД Алматы, а сейчас оно вообще приостановлено. По этому случаю я также намерена подать на МВД РК в суд. А вот еще один трагический случай: пару лет назад в военкомате Актау электрическим током насмерть убило солдата Руслана БОЖАЛАКОВА. Следствие пришло к выводу: военнослужащий сам полез в трансформаторную будку, чтобы наладить свет в здании военкомата. Хотя установлено: перед смертью он был жестоко избит (в деле есть фотографии). А провод в его руке оказался, когда он уже лежал на земле. Вот такие, мягко говоря, странные смерти. А следствию все понятно…

Александра АЛЁХОВА, фото Валерия КАЛИЕВА, Алматы

Комментарий в тему

Болат ДЖАНАЕВ, следователь Военно-следственного управления Гвардейского гарнизона Жамбылской области:
Он сам свел счёты с жизнью
- Все три раза в возбуждении уголовного дела по факту гибели военнослужащего Сергиенко было отказано по одному и тому же основанию - суицид. К такому выводу следствие пришло не просто так - был проведен ряд экспертиз и уже на основании заключений экспертов, результатов осмотра места происшествия и показаний сослуживцев было установлено: смерть Сергиенко наступила от удушения вследствие повешения. Следов борьбы нет, поэтому говорить о том, что его повесили, нельзя. Кроме того, на теле военнослужащего не было никаких побоев, только мелкие царапины, которые он мог получить на учениях, во время упражнений… Это же армия!
Поделиться
Класснуть