18747

Падаю, встаю - а они меня бьют…

Падаю, встаю - а они меня бьют…В центре Петропавловска 5 мая в середине дня около десятка молодых людей ворвались на территорию автохозяйства, арендуемого охранным агентством ТОО “Жедел Кузет”. Незваные гости избили и расстреляли из травматического пистолета двух сотрудников охранной фирмы, скрутили третьего, отобрали сотовый телефон, которым он снимал происходящее на видео, и были задержаны нарядом полиции. К большому удивлению пострадавших и полицейских, 7 мая прокурор Петропавловска Нурлан КАНАГАТОВ не поддержал ходатайство следователя о санкционировании меры пресечения в виде ареста обвиняемого в стрельбе. И отменил постановление о привлечении стрелка в качестве обвиняемого по возбужденному уголовному делу.

Как рассказал находящийся на больничной койке Каирбай КУСАИНОВ, арендатору соседней автостоянки Павлу КУЗНЕЦОВУ в тот день не понравилось, как охранники паркуют автомобили.
- Он там большие фуры ставил, ему места мало показалось, - говорит пострадавший. - Когда я пошел в гараж машину ремонтировать, Кузнецов выскочил и начал со мной ругаться, что один из наших автомобилей не так стоит. Я отвечаю: Отстань, Паша, завтра ее водитель придет и разберетесь”. Словесная, короче, перепалка была…
Как бы ни хотелось избежать в этом повествовании упоминания национальностей сторон дальнейшего конфликта, но не получается. Потому как, по словам Кусаинова, около десятка молодых людей, прибывших на четырех машинах решать вопрос неправильной парковки, оказались членами местной армянской диаспоры:
- Мы с водителем устанавливали запчасть, когда Паша зашел с руганью, а кавказцы сзади. Он ударил меня кулаком в лицо, и я выстрел услышал. Даже не понял, что это в меня стреляли, - в грудь попали, в живот, потом в бляху на ремне. Она от выстрела на куски разлетелась! Я падаю, встаю - они меня бьют... И не могу понять, почему по лицу бьют, а болит в груди! Хорошо, наши парни на втором этаже сидели, если бы не они, убили бы меня. В лежачего стреляли из травматического пистолета “Наполеон” крупной дробью, считай, картечью.
Всех напавших визитеров Кусаинов, по его словам, видел впервые:
- Армяне к этой территории вообще никакого отношения не имеют, их просто Паша на разборки вызвал, они и приехали бригадой. Как на разборки ездят - деньги забрать, наказать кого-нибудь...

Каирбаю досталось четыре выстрела, в его брата, Марата Кусаинова, стреляли трижды. Олега Карташова, снимавшего все на видео, агрессоры скрутили, повалили на пол и отобрали сотовый, чтобы не было улик. Потом их задержал прибывший по вызову наряд полиции и доставил в УВД Петропавловска. 19-летнего стрелка Андраника САКУНЦА полицейские поместили в камеру изолятора временного содержания. Однако уже через два дня ситуация повернулась на 180 градусов.
Как выяснилось, задержанные оказались не простой гопотой с улицы, а детьми и родственниками уважаемых в Петропавловске людей. Андраник Сакунц, например, является сыном владельца ресторана “Фламинго” Владимира Сакунца, а телефон с уликами, по словам пострадавших, отбирал его племянник. Между тем в прокуратуре Северо-Казахстанской области есть давние поклонники армянской кухни, которые частенько бывают в гостеприимном “Фламинго”. После одного такого их визита скандал получился на всю республику.
28 сентября 2002 года прокурор управления по надзору за законностью расследования уголовных дел в судах прокуратуры Северо-Казахстанской области Ерлан БОТИМБАЕВ, прокурор Тайыншинского района Степан ЗАЙТЛЕР и его помощник Карен АКОПЯН так разгорячились в ресторане “Фламинго”, что потом остывали в сауне с проститутками, вынужденными впоследствии давать показания. Потому как в ночь на 29 сентября на перекрестке в центре Петропавловска был обнаружен Евгений ЛУКЬЯНЕНКО, впоследствии умерший в больнице. Его сбил и бросил умирать на дороге прокурор Ботимбаев, оставив рядом в качестве визитки отвалившийся номерной знак своей “Ауди-100”. Кстати, вины своей прокурор Ботимбаев тогда так и не признал, но в отличие от моего коллеги Тохнияза КУЧУКОВА и правозащитника Евгения ЖОВТИСА отделался легким испугом - двумя годами условного срока по приговору суда (см. “Наезд”, “Про опальный тираж и прокурорский раж” и “Как отмывают прокуроров”, “Время” от 10.10.2002 г., 3.2 и 3.4.2003 г.). Надо сказать, в нынешней истории со стрельбой прокуратура Северо-Казахстанской области и ресторан “Фламинго” неким мистическим образом опять оказались связаны между собой.

Как пояснила Зауреш Кусаинова, жена раненого Каирбека, 7 мая по мановению прокурорского пера ситуация вдруг встала с ног на голову.
В этот день прокурор Петропавловска Нурлан КАНАГАТОВ вынес сразу два постановления. Первым он отказал в ходатайстве перед судом следователя УВД Петропавловска Аскара ИСКАКОВА об аресте обвиняемого Андраника Сакунца. И стрелка выпустили на свободу. А вторым отменил постановление следователя о предъявлении обвинения в отношении Андраника Сакунца в совершении преступления по ст. 257 ч. 3 УК РК. Потому как “согласно показаниям Сакунца А., он произвел выстрел в целях обороны себя и своих друзей. Вмененные органом следствия деяния он произвел в общей потасовке, когда потерпевшие нападали на Кузнецова П. и хотели причинить ему телесные повреждения. Данные обстоятельства подтвердили Кузнецов П., Сакунц Арам и Сакунц Арэк”.
Похоже, прокурор города отчего-то не заметил, что выстрел был вовсе не один, а целых семь. Зато отметил беспримерную храбрость потерпевших, вдвоем напавших на десятерых незваных гостей.
- Ничего себе! - возмущается раненый Кусаинов. - Это они ко мне вдесятером на рабочее место ворвались, а потом от меня защищались, что ли? Они бьют, стреляют, и это называется обороняются?! И я, выходит, виновен, раз они в меня в целях самообороны стреляли? Чего прокуратура добивается - чтобы теперь местные жители оружие в руки взяли и сами себя защищать начали?

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail:
mukomol@mail.kz , фото автора
Поделиться
Класснуть