7001

Родина, ответь за солдата!

Родина, ответь за солдата!В четверг, 20 мая, апелляционная коллегия городского суда Астаны решит, какую сумму морального и материального ущерба Пограничная служба КНБ РК должна выплатить семье погибшего военнослужащего Каната КУАНДЫКОВА.

Парень умер от побоев Мадияра ТУЛЕУОВА, своего сослуживца по погранзаставе “Тасты” Восточно-Казахстанской области, 8 апреля прошлого года, пролежав в коме больше месяца.
26 августа 2009 года приговором Военного суда Семейского гарнизона Тулеуов по статье 370 части 3 Уголовного кодекса РК (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, повлекшее тяжкие последствия) был приговорен к 8 годам лишения свободы в колонии общего режима. Приговор суда вступил в законную силу 13 октября 2009 года, когда апелляционная коллегия по уголовным делам Военного суда РК отказала в удовлетворении жалоб осужденного и отца погибшего солдата Кыдырбая КУАНДЫКОВА.
Теперь семья умершего пограничника судится с Пограничной службой о взыскании 10 млн. тенге морального и почти полутора млн. тенге материального ущерба.
Первую судебную инстанцию Кыдырбай Куандыков прошел. Сарыаркинский районный суд Астаны 25 марта 2010 года удовлетворил его иск частично и решил: взыскать с Погранслужбы 3,5 млн. тенге.
Но ни семья Куандыковых, ни их доверенное лицо - председатель комитета солдатских матерей Астаны Людмила КОСТЕНКО с приговором суда не согласны. Они считают: поскольку руководство войсковой части № 2086 с. Маканчи Восточно-Казахстанской области не защитило жизнь молодого бойца от противоправных действий сослуживца (причем - неоднократных), то пусть платят по полной. К тому же за месяц дежурства у койки умирающего сына Кыдырбай Куандыков потерял работу, был вынужден занимать деньги, чтобы колесить по стране в поисках правды.

Родина, ответь за солдата!- Наша семья навсегда потеряла сына, до сих пор мы не можем оправиться от шока, не верим, что Канат никогда не придет домой! - плачет безутешный отец. - Он уходил в армию здоровым, а умер от тяжелых ударов сапог сослуживца. Куда смотрело командование части, когда у них под носом творилось такое?
Погранслужба КНБ РК иск не признает и считает: все выплаты по факту гибели Каната Куандыкова должны лечь на осужденного Тулеуова.
“По статье 14 Закона РК “О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей” в случае гибели, получения увечья военнослужащим в период прохождения им воинской службы производится выплата единовременной компенсации в размере 500 МРП (на тот момент 636 500 тенге. - А. А.). Эти средства Пограничная служба Куандыкову перечислила”, - говорится в отзыве представителя центрального аппарата Пограничной службы КНБ РК ЗУЛКАРНАЕВА на исковое заявление.
- Пусть не путают одно с другим! - не согласна Людмила Костенко. - Единовременная компенсация, то есть страхование жизни солдата, и возмещение морального вреда через суд - разные вещи. К тому же в той самой статье 14 закона о статусе военнослужащих, на которую ссылается погранслужба, четко сказано: во время прохождения военной службы ребята находятся под защитой государства. И именно государство (в данном случае - погранслужба) гарантирует военнослужащим и членам их семей в случае гибели возмещение морального и материального вреда.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива семьи КУАНДЫКОВЫХ, Алматы
Поделиться
Класснуть