6570

“Чистых” монополистов у нас нет

На вопросы читателей на “прямой линии” отвечает заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции Борис ПАРСЕГОВ (на снимке).

Алишер, Алматы:
Сотовая связь в Казахстане - одна из самых дорогих в мире. Рынок практически неконкурентный, поэтому операторы что хотят - то и творят. Мало того что отвратительное качество связи, так еще и грабительские тарифы. Я очень обрадовался, когда в апреле по всем телеканалам прошла информация, будто бы намечаются проверки сотовых операторов на наличие ценового сговора. Были ли такие проверки и если были, то каковы результаты?
- На казахстанском рынке сотовой связи действуют четыре оператора - ТОО “Кар-Тел”, ТОО “GSM Казахстан”, ТОО “Мобайл Телеком-Сервис” и АО “Алтел”. Все они состоят в реестре доминантов.
В среднем цена одной минуты исходящего разговора сегодня составляет 20-35 тенге против прежних 45-50.
Тарифная политика мобильных операторов регулируется Министерством связи и информации, поэтому необоснованно повышать тарифы игроки не смогут, если только не докажут объективную необходимость.
Сейчас территориальное подразделение нашего агентства по Алматинской области и Алматы проводит расследование нарушений антимонопольного законодательства операторами сотовой связи по услуге международного роуминга, а также антиконкурентных согласованных действий и соглашений.

Зарина КОПБОСЫНОВА, Алматы:
В прошлом году у потребителей возникли претензии к оператору Pathword, когда компания в одностороннем порядке изменила условия договора с самыми первыми своими абонентами, подключившимися на нулевой тарифный план внутри сети. Чем закончилось разбирательство?
- АО “Алтел” будет наказано за недобросовестную рекламу. Мы проверили, были ли со стороны оператора нарушения условий договора. Но факт недостоверной рекламы налицо: абонентам обещали нулевой тарифный план.
За 2009 год антимонопольное агентство провело 5 расследований в отношении операторов мобильной связи, все нарушения подтвердились. Предписания об устранении нарушений компаниями уже полностью исполнены. В частности ТОО “Мобайл Телеком-Сервис” с торговой маркой NEO заплатило штраф в размере 1000 МРП (1 млн. 273 тысячи тенге. - А. А.) за распространение недостоверной информации по тарифу “Абыр Дабыр”.
АО “Алтел” устранило нарушение, связанное с аннулированием и списанием средств с баланса абонентов Pathword при непополнении лицевого счета. Это злоупотребление наблюдалось с 10 декабря 2008 года по 30 апреля 2009 года.
В 2010 году возбуждено и находится в суде дело об административном правонарушении ТОО “GSM Казахстан”: на компанию наложен штраф за недобросовестную рекламу в размере 2,1 млн. тенге.
Это явно незаконные действия, которые мы пресекали и будем пресекать.

Тахир, Шымкент:
В начале этого года государство установило предельные цены на ГСМ во избежание сезонных ценовых колебаний. А недавно объявили, что цены снова поднимутся на 2 тенге. Что это значит?
- Всем известно, объемы производства ГСМ отечественных НПЗ не покрывают потребность внутреннего рынка, в связи с чем Казахстан вынужден импортировать высокооктановые марки бензина из России (импорт составляет 40 процентов от внутреннего потребления). Соответственно, закупочные цены на импортируемые ГСМ напрямую влияют на стоимость топлива на розничном рынке Казахстана. Тогда как в России цены на ГСМ являются свободными.
По официальным данным, за четыре месяца этого года оптовые цены на бензин в России выросли более чем на 15 процентов. В среднем в России розничные цены за литр составляют: Аи-92 - 110,5 тенге, Аи-80 - 96,5, Аи-95 - 119,8, ДТ - 95 тенге.
В связи с повышением цен на ГСМ, импортируемые из России, рабочая группа правительства Казахстана по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и механизму ценообразования 19 апреля 2010 года и приняла решение о повышении розничных цен с 1 мая на Аи-80 и Аи-92/93 на 2 тенге за литр.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Что такое ценовой сговор? Каково наказание за нарушение антимонопольного законодательства?
- У нас нет такого термина “ценовой сговор”. Есть понятия “антиконкурентное соглашение” и “антиконкурентные согласованные действия”. Потому что договариваться можно не только о ценах, но и о разделе рынка, каких-то дополнительных условиях, которые ущемляют потребителя. Поэтому на отдельные группы товаров и услуг тарифы бывают как фиксированными, то есть не подлежащими изменению, так и предельными - меньше можно, больше нельзя.
Фиксированные тарифы устанавливаются для субъектов естественной монополии, где технологически невозможно участие других игроков. Это касается транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов; производства, передачи, распределения тепловой энергии; услуг магистральных железнодорожных сетей, аэронавигации, портов, аэропортов, телекоммуникаций; услуг почтовой связи и водохозяйственной канализационной системы.
Наша задача - выявление доминанта, захватившего более 15 процентов того или иного рынка. Если доминант выявлен, то за дело берется Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ), которое регулирует цены на рынках.
Монополистов в чистом виде в Казахстане практически нет, так как ими могут считаться лишь игроки со 100-процентным участием на рынке.
Что касается демпинга - то есть установления монопольно низкой цены - то таких фактов у нас пока нет. Были подозрения, но они не подтвердились. Чаще происходит другое: недобросовестная реклама низких цен на товары и услуги для завоевания потребителей. Это явное нарушение добросовестной конкуренции, за что субъект может быть привлечен к административной или даже уголовной ответственности.
Статьей 198 УК РК предусмотрена уголовная ответственность за использование рекламодателем заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их производителей, исполнителей или продавцов, совершенное из корыстных побуждений и причинившее пострадавшему крупный ущерб, что в данном случае означает ущерб, в 500 раз превышающий месячный расчетный показатель (МРП).
Кроме того, статьей 196 (“монополистическая деятельность”) УК РК предусмотрена уголовная ответственность за установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен и других действий. Если они причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением субъектом рынка дохода в крупном размере (в данном случае крупный размер должен превышать 100 тысяч МРП - 138 млн. тенге), то наступает уголовная ответственность, если сумма меньше - административная.
Как правило, нарушение антимонопольного законодательства заканчивается для субъекта рынка штрафами. Их суммы довольно велики, поэтому за последние два года мы наблюдаем снижение числа нарушений и, как следствие, - снижение объема поступающих в госбюджет штрафов. В частности, за 2008 год сумма взысканий составила 3,5 млрд. тенге, в 2009-м - 1,9 млрд. тенге, а за 4 месяца текущего года - всего 18 млн. 365 тыс. тенге.

Александра АЛЁХОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть