13463

Они на всё согласные

Они на всё согласныеПриняли к сведению

Вчера сенат парламента Казахстана на пленарном заседании ознакомился с обращением президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА, отклонившего законы о лидере нации.
Обращение главы государства, объяснившего, почему он отклонил представленные ему на подпись данные законы, наделявшие его статусом лидера нации, огласил спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Обращение Н. Назарбаева сенаторы приняли к сведению.

***

Мажилис на вчерашнем заседании также принял к сведению обращение президента к гражданам республики, депутатам парламента, политсовету правящей партии “Нур Отан”.
- Я думаю, не стоит здесь открывать прений по этому обращению. Мы все уважаем президента, поэтому предлагаем вот такое постановление, - сказал спикер мажилиса Урал МУХАМЕДЖАНОВ, обращаясь к депутатам.

Гани КАСЫМОВ, сенатор, лидер Партии патриотов Казахстана:
- В рамках особого положения у президента уже есть всенародное настоящее уважение. А все, что идет от депутатов и чиновников, это подхалимаж. Он просит депутатов: прекратите! Нет, они с другой стороны подошли, через закон. Особое свойство депутатов - лизоблюдство, оставшееся еще с советских времен. Насмерть умеют захваливать первого руководителя. И если бы сейчас президент дал согласие, то вот этот “вождизм” распространился бы на все уровни: все областные и районные акимчики были бы облизанными. Но решение президента стало еще одним уроком для нас всех, как нужно чтить действующую Конституцию, а не пытаться ее изменять или дополнять. По поводу высказывания Нурсултана Абишевича о членах его семьи: эта тема постоянно муссируется на страницах оппозиционных газет. На моей памяти уже через два часа после избрания Назарбаева члены его семьи оказались под пристальным вниманием. Нет ни одной стороны жизни президентской семьи, чтобы народ ее не знал. Когда он говорил о близких, в его словах подразумевалась простая человеческая просьба: хоть на одну минуту пощадите семью! Ведь из года в год идет очернение, проводятся официальные проверки по одним и тем же фактам - ничего не подтверждается. Пора это все кончать. Надо идти вперед и работать, к чему и призывает президент.

Серик АБДРАХМАНОВ, зампред партии “Адилет”:
- Я считаю, президент понял явную абсурдность, глупость инициативы парламентариев. Потом он, наверное, по-смотрел на них (депутатов. - Ред.) - ну кого они представляют? И, наверное, ему просто стало стыдно, что все государство, все общество обсуждает такие никчемные примитивные предложения. Поэтому отклонение этого закона - логичное решение. Теперь самое главное - пойти на истинные демо-кратические перемены. Правами независимости пользуется ограниченный круг людей - наша так называемая политическая элита. Власть для них - кормушка, надо оторвать их оттуда, надо всю эту “братву” на верхушке поставить на место. Иначе народ сам ее поставит.

Нурлан НИГМАТУЛИН, первый зампред партии “Нур Отан”:
- Несомненно, с именем первого президента казахстанский народ связывает все прошлые, настоящие и будущие достижения независимого Казахстана. Поэтому Нурсултан Абишевич Назарбаев в общественном сознании давно уже признанный лидер. И сегодняшнее решение главы государства еще раз ярко продемонстрировало, что он действительно настоящий лидер нации, для которого интересы своей страны, своего народа превыше всего.

Амиржан КОСАНОВ, генсек ОСДП “Азат”:
- Если бы этот закон приняли - это стало бы политической “подставой” президента. Я считаю, что президент сделал правильный шаг и ему не следует останавливаться. Надо наложить вето и на другие законы, например о выборах, СМИ, Интернете, митингах, собраниях и шествиях, - те, которые часто критикуются гражданским обществом. В общем, я поддерживаю поступок президента. А то зуд подхалимства, лизоблюдства у нас уже стал, наверное, неизлечимым. К сожалению, многие люди свои ура-комплименты в адрес президента хотят сделать щитом собственного благополучия. Назарбаеву это не нужно, а нужно тем, кто своей лестью хочет сохранить свой статус-кво в так называемой политической элите.

Тасбай СИМАМБАЕВ, депутат сената:
- Мы ждали, что именно так и будет, потому что президент выбрал благородную миссию. Принимали (этот закон. - Ред.) почему? Потому что к нам были тысячи, десятки тысяч писем избирателей, трудовых коллективов, чтобы такая инициатива была. Закон считается непринятым, поскольку согласно Конституции законы принимаются после подписи президентом. Сенат согласился не с возражением Нурсултана Назарбаева, а с его благородной позицией.

Хусаин ВАЛИЕВ, депутат сената:
- Возражения президента на конституционный закон могут быть преодолены тремя четвертями голосов каждой палаты парламента. Такая возможность есть (преодолеть отклонение президентом закона о лидере нации. - Ред.), но к этому мы прибегать не будем.

Светлана ДЖАЛМАГАМБЕТОВА, депутат сената:
- В свое время ряд министерств и ряд коллективов предлагали присудить президенту звание Героя Труда, были предложения назвать Астану его именем. И вот очередной проект закона, который провозгласил его лидером нации и давал ему большие привилегии. Решение главы государства должно послужить уроком для всех. Есть в нашей стране оппозиция, которая сильно президента критикует. Есть категории чиновников, которые его сильно хвалят. Но те и другие в данной ситуации думают не о президенте, а о себе. Глава государства, я полагаю, еще раз показал, что далек от похвалы, от какого-либо лизоблюдства.

Амзебек ЖОЛШИБЕКОВ, мажилисмен, один из инициаторов законопроекта о лидере нации:
- Президент поступил так, как посчитал нужным. А комментировать действия президента - не совсем правильно. Я доволен тем, что мы высказали то, что думают избиратели. Дальнейшее развитие покажет время.

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, советник президента:
- Вспомните: год-два назад депутаты хотели представить президента к высшей государственной награде “Халык Каhарманы”. Тогда президент отказался. Он сказал, что не может глава государства сам себя награждать. На этот раз президент заявил, что не будет подписывать закон о придании ему статуса лидера нации чисто из этических и ряда политических соображений. Но это не означает, что закон не будет принят. Существует четкая процедура принятия законов, в которой есть четыре основных момента: президент подписывает закон, либо накладывает вето, либо отправляет в Конституционный совет, либо не подписывает, и тем не менее по истечении месячного срока закон может вступить в силу. Заметьте, в данном случае президент вето не накладывал, а просто не поставил под законом свою подпись. На мой взгляд, такой закон все-таки нужен. И считаю необходимым, чтобы этот закон вступил в силу по прошествии месячного срока.

Ирина МОСКОВКА, Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Интерфакс, КазТАГ, фото Вадима БОРЕЙКО, Алматы, Астана
Поделиться
Класснуть