8679

Мужской поступок

Мужской поступокСамым громким политическим событием последнего времени стал отказ Нурсултана НАЗАРБАЕВА подписать принятие парламентом закона, наделяющего первого президента Казахстана официальным статусом лидера нации. В прошлом номере мы начали публиковать реакцию общественности на этот поступок главы государства (см. “Они на всё согласные”, “Время” от 5.6.2010 г.). Сегодня мы продолжаем эту исключительно важную для общества тему.

Мурат АУЭЗОВ, культуролог:
- С самого начала я считал, что президенту следует отказаться от этого статуса. По сути, хорошо, что общество может заявить: у нас есть лидер нации. Такие примеры есть. Скажем, Индия будет хранить на протяжении своей истории образ Махатмы ГАНДИ. Что касается Нурсултана Абишевича, то я его искренне уважаю. Вместе с тем вижу неуместную поспешность некоторых наших депутатов. По логике вещей нужно сначала было претворить в жизнь доктрину на-ционального единства. А так возник вопрос без ответа: лидер какой именно нации наш президент? То, что Нурсултан Абишевич отказался от статуса, - это настоящий мужской поступок, достойный истинного лидера. Это вызывает у меня положительные эмоции.

Алихан БАЙМЕНОВ, лидер партии “Ак жол”:
- Если бы президент подписал переданный ему закон, то вероятность проведения саммита ОБСЕ в Астане снизилась бы многократно. И он это прекрасно понимает. Своими действиями президент показал, что парламент и партия “Нур Отан” не стали полноценными субъектами на политической арене страны. Они не имеют возможности генерирования и проведения в жизнь собственного видения политических решений.

Антон МОРОЗОВ, заведующий отделом социально-политических исследований КИСИ при президенте РК:
- Президент сделал вполне естественный и логичный шаг. Он абсолютно верно заметил, что никакими доктринами, документами, законодательными актами лидерство установить нельзя. Точно так же можно принять закон, который отменяет всемирное тяготение в Казахстане. Такие инициативы часть общества воспринимает скептически, со смехом. А другая часть в то же время раздражается. Думаю, здесь налицо заинтересованность элиты. Интересно проследить принадлежность наших депутатов к финансовым и промышленным группам. Если бы этот закон приняли, президент стал бы гарантом сохранности чьего-то бизнеса. С другой стороны, депутаты предложили сделать членов президентской семьи неподсудными. Выходит, ситуация с Рахатом АЛИЕВЫМ их ничему не научила?

Тулеген ЖУКЕЕВ, председатель попечительского совета фонда Алтынбека Сарсенбаева:
- Эта так называемая повестка дня, по-моему, уже всех утомила. Не стоит тешить себя иллюзиями. Модель харизматического тоталитаризма популистского толка в любом случае нежизнеспособна. Надо выйти из мира фэнтези, опуститься на грешную землю и заняться по-настоящему богоугодными делами.

Досым САТПАЕВ, политолог, директор Группы оценки рисков:
- То, что мы наблюдали, является одной из попыток определенной части элиты ускорить процесс прорисовывания четкого контура механизма преемственности власти. Понятно, что кто-то из элиты сейчас очень напрягается по этому поводу. И нельзя исключать, что в будущем не появится новое подобное предложение. Даже если бы президент наложил вето на этот закон, думаю, были бы придуманы новые формы, чтобы этот механизм реализовать.Для президента главное по сути - войти в историю. А у элиты - вполне меркантильные цели. Входящих в нее людей интересует их политический статус-кво, их собственность. Они обеими руками поддержат любую форму продления легитимности действующего президента - и не важно, как она будет называться.

Мурат ТЕЛИБЕКОВ, председатель Союза мусульман Казахстана:
- Наблюдая весь этот политический спектакль, я прихожу к выводу, что власть слишком уверовала в политтехнологии, в искусство политических чародеев, умеющих создавать иллюзии и галлюцинации у населения. Я не отрицаю, что массами можно управлять, вводить их в заблуждение. Но это не может продолжаться бесконечно. Я как человек религиозный хотел бы сказать, что есть все-таки высшая воля. Всевышний Аллах видит все человеческие козни, все эти хитрости, и каждому за это воздаст.

Канат БЕРЕНТАЕВ, замдиректора Центра анализа общественных проблем:
- Мне кажется, предложенный закон - “вредный”. Я не совсем понимаю депутатов, которые его выдвинули. В Казахстане уже сформировалась своеобразная вертикаль власти, при которой президент может поставить на свое место любого человека, - и тот будет владеть всеми рычагами. Думаю, что дело тут - не в преемственности власти. Когда выдвинули идею о лидере нации, в обществе бурно обсуждались другие проблемы, связанные с принятием доктрины национального единства и вхождением в Таможенный союз. Существовала угроза обострения социально-политической обстановки. И идея о лидере нации послужила отвлекающим маневром. Началось усиленное обсуждение новой темы, а прежние проблемы отошли на второй план.

Нурлан ЕРИМБЕТОВ, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры:
- Думаю, что парламент должен проявить свою принципиальность, выразить свое глубокое возмущение, несогласие с решением президента - и дружно подать в отставку в знак протеста. Только так депутаты могут сохранить лицо. Сейчас каждый хочет выйти из этой ситуации красиво, говорит витиеватые глупости. Хотя, если серьезно, после отказа президента у меня возникло чувство облегчения. А потом вдруг появилась тревога за то, что президента хотят сделать ведомым. Многое делается в обход президента, кто-то играет на его имени. Мне кажется, что серьезный кризис назревает, и у кого-то нервы, в конце концов, не выдержат.

Азат ПЕРУАШЕВ, председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана:
- Вообще-то уже сегодня Нурсултан Абишевич является фигурой исторической, эпохальной и де-факто - лидером казахстанской нации. Это реальность, которая существует независимо от того, формализовать ее или нет. Некоторые наши депутаты решили придать этому статусу официальное звучание. Это их право, и, в принципе, ничего тут плохого нет. Но Назарбаеву не нужны какие-то почести, признание, регалии. У него фактически есть звание выше всех официальных статусов - он основатель современной казахстанской государственности, отец рыночной экономики. Казахстану нужны его энергия, компетентность, ответственность. Инициатива о статусе лидера нации была продиктована именно этим. Но президент счел, что ему достаточно неофициального признания - признания общества.

Ирина МОСКОВКА, КазТАГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть