11559

Ерлан КОЖАСБАЙ, президент Торгово-промышленной палаты РК: Государство не должно быть ростовщиком

Ерлан КОЖАСБАЙ, президент Торгово-промышленной палаты РК: Государство не должно быть ростовщикомПодешевеют ли подержанные автомобили? Чем хороши новые правила получения сертификатов происхождения товаров и почему вокруг этой проблемы сломано так много копий? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает президент Торгово-промышленной палаты РК (ТПП) Ерлан КОЖАСБАЙ (на снимке).

Жандос БАЙГАРИН, Алматы:
Слышал, что ТПП взялась за мониторинг достройки заводов и фабрик, открытых ранее при участии президента страны. И каковы его результаты?


- Действительно, 12 марта 2010 года президент возмутился тем, что его приглашают на открытие очередного объекта, но проходит время, а объект не работает. Поэтому правительство решило провести независимый мониторинг объектов, возводящихся в рамках карты индустриализации. Оператором была выбрана ТПП, поскольку наша палата - независимая некоммерческая общественная организация; к тому же мы вооружены технически: у нас есть 137 обученных специалистов в 16 регионах. Договор на мониторинг еще не подписан, но мы со дня на день ждем этого.
Будут проверены 237 проектов по всему Казахстану. Разумеется, мы не контролирующий госорган, поэтому не сможем отследить все потраченные средства - будем мониторить, как расходуются деньги, которые выделило государство. В течение года дважды в месяц наши эксперты будут выезжать на места и делать отчеты. Каждая такая проверка обойдется в 10,5 тыс. тенге. Это совсем немного, учитывая, что многим проверяющим придется выезжать на объект за сотни километров.

Почему многие предприятия в конце концов так и не открываются?

- Сложный вопрос. Например, недавно построили завод по производству биоэтанола. А законодательство, регулирующее продажу этого продукта, не подготовили. Поэтому при продаже биоэтанола, например, в России, по документам он проходит как спирт. А это значит, что производителю надо получать акцизы. Отсюда - непредвиденный рост стоимости продукта и фактический провал работы завода.
Многие, говоря об открытии нового производства, занимаются показухой, чтобы прикарманить госсредства.
А другие вообще не обращают внимания ни на какие программы и, зная хорошо свой регион, без посторонней помощи запускают производство. Например, бизнесмены в Южном Казахстане нашли отличное применение местному сельхозсырью: сейчас в Туркестане работает единственный в стране завод по производству ваты, салфеток, памперсов и прочих продуктов из хлопка. Правда, завод пока не может рассчитаться с долгами. Потому что кредиты у отечественных заемщиков - драконовские, причем даже у государственного Банка развития Казахстана. Я изучал опыт нескольких стран, где поднимали индустрию, и знаю: пока государство будет вести себя как ростовщик, давая деньги под большие проценты, мы индустриализацию не осуществим. Есть пример Турции: когда там создавали туристическую отрасль, государство не то что беспроцентный кредит давало - оно возмещало 50 процентов стоимости построенного отеля! Турецкое правительство подошло к вопросу, как грамотный бизнесмен: вложило деньги, а потом возвращает их с процентами в виде налогов и денег, которые оставляют в стране туристы. Считаю, нам тоже надо пересмотреть форму финансовой поддержки бизнеса.

Алия САРМАКОВА, Алматы:
После введения новых таможенных ставок на ввоз автомобилей подержанные машины сильно подорожали. С 1 июля 2010 года ставки вновь опустятся. Подешевеют ли автомобили теперь, и насколько?

- Любая интеграция предполагает компромиссы. Вот и главы правительств России и Казахстана, обсуждая вступление в Таможенный союз, просили льготы для своих стран. В итоге мы смогли договориться по одному из самых спорных вопросов союза - автомобильному. Теперь льготы на ввоз подержанных автомобилей в РК будут введены на один год. Правда, это палка о двух концах: для частных лиц льготный ввоз - благо, однако он “убивает” официальных автомобильных дилеров, которые становятся неконкурентоспособными, ввозя новые машины по высоким ставкам.
Например, ввозная цена популярной Toyota Corolla 2009 года будет 10 700 евро (без НДС). По прежним ставкам единого таможенного тарифа (ЕТТ), который будет вновь введен только с 1 июля 2011 года, она стоила 13 000 евро. Toyota Rav4 того же года выпуска будет стоить около 16 300 евро, а при ЕТТ - 20 000.

Евгений ЗАХАРОВ, Астана:
Для чего нужны были новые правила получения сертификатов происхождения товаров? Почему с этим связано так много скандалов?

- Такие сертификаты нужны для того, чтобы при их предъявлении получать льготы во время продажи товара за границей. До 1998 года такие сертификаты выдавала ТПП. Потом эту функцию забрало себе государство. Теперь ее вновь вернули нам: с 25 октября 2009 года мы снова выдаем сертификаты. К слову, в 172 странах мира эти документы выдают местные ТПП.
Раньше предприниматель, который выпускает продукцию на экспорт, шел в частную экспертную организацию, платил за экспертизу от 10 тыс. до 25 тыс. тенге, потом отправлялся в Комитет по техническому регулированию и метрологии (Министерства индустрии. - В.Б.), где ему ставили печать. Так выдавался сертификат. Теперь эксперты ТПП берут 2 000 тенге, причем это за проведение предварительного анализа.
Скандал разразился из-за того, что на выдачу сертификатов претендовал наш оппонент - союз “Атамекен”, но у него, в отличие от ТПП, нет ни ресурсной базы, ни специалистов. Затем в конфликт вступил мажилисмен Амангельды МОМЫШЕВ, и, по моему мнению, были на то причины: одни его родственники трудятся в Комитете по техрегулированию, а другие - в экспертных организациях, которые раньше занимались выдачей сертификатов. Нас обвинили: мол, одна известная компания заплатила за сертификаты 32 тыс. тенге за полгода, хотя по закону должна была получить их бесплатно. При этом никто не говорит, что при новых условиях компания сэкономила 1,2 млн. тенге, которые заплатила бы при прежних!
Совместно с правительством мы внесли поправки в Таможенный кодекс: теперь все, что добыто из недр Казахстана и выращено на нашей земле, не надо подтверждать экспертизой. Согласитесь, карагандинскому углю никогда не стать кузбасским, а акмолинское зерно не превратится в кубанское. Раньше экспертные организации на этом зарабатывали 1,5 млрд. тенге в год. Сейчас же этот рынок сократился почти на 1 млрд. тенге - ровно на столько уменьшилась нагрузка на отечественный бизнес.

Аскар, Алматы:
По каким таможенным ставкам с 1 июля будет осуществляться доставка товаров из Китая физическими лицами? До создания ТС “челночникам” можно было спокойно ввозить 2,5 тонны, а теперь, говорят, только 30 кг?


- С 1 июля 2010 года в рамках ТС можно будет беспошлинно ввезти товары стоимостью не более 1,5 тысячи евро и весом не более 50 килограммов. На сверхнормативные объемы будет налагаться пошлина по единой ставке - 30 процентов от таможенной стоимости товара и не менее 4 евро за каждый килограмм.
Возникает неоднозначная ситуация: с одной стороны, производители легкой, деревообрабатывающей промышленности лоббируют эти ставки, потому что иначе они не смогут развивать собственное производство. С другой стороны, есть правда в словах тех, кто считает: раз у нас нет собственного производства - пусть народ пока покупает дешевый китайский товар.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть