7290

Наша жизнь хуже, чем хочется, но лучше, чем кажется

Незадолго до открытия чемпионата мира по футболу в ЮАР американский президент Барак ОБАМА и британский премьер-министр Дэвид КЭМЕРОН в ходе телефонной беседы заключили пари на исход матча США - Англия. На кон поставили ящик пива. Каждый из спорщиков, конечно, утверждал, что победит сборная именно его страны. Однако матч между этими командами, состоявшийся 12 июня, завершился вничью - 1:1. В результате без халявного пива остались оба мировых лидера.

Наша жизнь хуже, чем хочется, но лучше, чем кажетсяВсе-таки знаток сокера Обама недооценил уровень английских футболистов, которые в отборочном турнире мирового первенства смогли даже дважды одолеть казахстанских виртуозов кожаного мяча - 5:1 и 4:0.
Но нет худа без добра - зато теперь наши высокопоставленные поклонники игры миллионов могут не тратить свои миллионы на поездку в далекую ЮАР. А переполняющие их чувства - выражать внутри страны, не требуя взамен ни благ, ни покровительства. Как, например, некоторые наши парламентарии, которые не корысти ради, а токмо волею пославшего их народа провели в жизнь закон о придании действующему главе государства статуса лидера нации. Безумству храбрых, презревших страх и стыд, уже слагают песни. Президент, конечно, протестовал. Только разве станут слушать его депутаты, за которыми наш свободолюбивый народ! А теперь покажите мне того отчаянного смельчака, который не подчинится закону, если его уже безоговорочно подписали спикеры сената и мажилиса Касымжомарт ТОКАЕВ и Урал МУХАМЕДЖАНОВ. “Президент помимо того, что он глава государства, еще и гражданин страны, - пояснил советник лидера нации Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ. - Он должен быть законопослушным гражданином - в том смысле, что закон принят парламентом”.
Понятно, что такие животрепещущие вопросы, как вопрос о лидере нации, могут обсуждаться только в той стране, где экономический кризис давно преодолен, а вера населения в рост собственного благосостояния превысила допустимые пределы.
Это, кстати, подтверждается глубоко научными исследованиями, с результатами которых нас знакомит председатель Агентства по статистике Алихан СМАИЛОВ. Так, “индекс ощущений потребителей” в прошедшем мае, оказывается, вырос на 3 процента и достиг 15 процентов. А “индекс желания покупать” у наших граждан за один только месяц подскочил с 10 до 12 процентов. Таким образом, объективная реальность, данная нам в ощущениях председателя Смаилова, позволяет народу верить, что он (народ, а не Алихан Асханович. - С.М.) живет, может быть, и хуже, чем хочется, но наверняка уж лучше, чем ему иногда кажется.
С одной стороны, сформированное в сознании нашего человека желание покупать не всегда тожде­ственно его возможности это делать. Но, с другой стороны, если регулярно культивировать в себе желание покупать, никогда не пытаясь осуществить его на практике, то грань между официальной статистикой и реальной жизнью окончательно сотрется.

У тром в понедельник премьер-министр Карим МАСИМОВ строго предупредил акима Атырауской области Бергея РЫСКАЛИЕВА: “Я буду у вас в конце недели”.
А чего честному акиму бояться? Встретит, покажет, расскажет. Чем можно - похвастается, на что надо - пожалуется. И вернется премьер в столицу полный свежих впечатлений и новых идей. Вот это и пугает.
Например, во время недавней поездки на юг республики премьер вдруг осерчал, неожиданно для себя узнав, что “в некоторых населенных пунктах строят школы или больницы в гораздо большем количестве от необходимых потребностей”. Масимов настолько искренне возмущался таким дурным подходом к этому важному делу, что всем стало неудобно напоминать ему, что означенные объекты образования и здравоохранения строятся в строгом соответствии с программой “100 школ, 100 больниц”, которую он сам же и утвердил.
Совсем понесло премьера после посещения казахстанско-киргизской границы. “Нужно еще раз внимательно посмотреть вопрос передислокации людей с северных границ на южные и восточные, их размещение, - заявил он без тени улыбки. - Вдоль границ нам надо уплотнять население, а не разжижать”.
Масимов еще ничего не объяснил, а народ уже ничего не понял. Если исключить такие проверенные методы, как политические репрессии и скорые суды с последующей массовой передислокацией заключенных в телячьих вагонах, то как иначе можно провести это великое переселение народов? Впрочем, потенциальных врагов народа и вредителей можно найти уже сейчас. Их особенно много среди молодежи, увлекающейся западными сериалами, которые, по словам бдительного Масимова, “обладают большим влиянием, чем вся наша пропаганда, вместе взятая”.
Однако не все разделяют волюнтаристские замашки главы правительства. Это размежевание отчетливо проявилось в том, как наши чиновники отнеслись к итогам проверки, которые обнародовал председатель Счетного комитета Омархан ОКСИКБАЕВ.
На информацию о том, что в прошлом году госорганы не освоили рекордную сумму бюджетных средств - 60 миллиардов тенге, тот же премьер отреагировал запальчиво: “Внесем предложения по наказанию виновных, вплоть до первых руководителей!”.

А, допустим, ответственный секретарь Министерства финансов Наталья КОРЖОВА отнеслась к ситуации если не пофигистски, то философски: “Все нормально, неосвоение - это экономное освоение. Все идет по плану”.
Видимо, не только она, но и другие наши большие чиновники на многие явления имеют взгляды, отличные от премьерского.
Скажем, за последние месяцы из Министерства сельского хозяйства уволили более трех десятков сотрудников, двенадцать приговорили к разным срокам лишения свободы, еще против семерых возбудили уголовные дела. По уровню коррупции ведомство Акылбека КУРИШБАЕВА уже опередило таких признанных лидеров в этой сфере доходов, как МВД и Комитет таможенного контроля. Но министр Куришбаев не теряясь отвечает, что нечистоплотные взяточники водятся в регионах, тогда как в центральном аппарате водятся только “честные и порядочные люди”.
Или вспомним, как депутат мажилиса Сат ТОКПАКБАЕВ на всю страну озвучил суммы поборов, по утверждениям студентов, существующие в Атырауском госуниверситете: “Там даже прайс-лист установлен: сдать госэкзамен на пятерку стоит 15 тысяч тенге, на четверку - 8 тысяч. А диплом обойдется от 80 до 100 тысяч тенге”.
Думаете, этот коррупционный прейскурант сильно обескуражил министра образования и науки Жансеита ТУЙМЕБАЕВА? Ничуть.
“У нас коррупции нет!” - отрезал он.
Мало кто ему не поверил.

...“Конституционный совет еще лет десять назад в одном из своих постановлений констатировал, что первый президент является лидером казахстанского народа, - заявил председатель Конституционного совета Игорь РОГОВ, - и, по сути, эта норма воспроизведена сейчас в этих законах”.
Так что пусть не задаются депутаты, нынче самозабвенно облизывающие главу государства. Первым в этом деле был Игорь Иванович.

Сапа МЕКЕБАЕВ, e-mail:
sapa@time.kz , Владимир КАДЫРБАЕВ, художник, e-mail: kadyrbaev@time.kz
Поделиться
Класснуть