11314

Борис СТЕПАНОВ, профессор, доктор географических наук: Чаша переполнилась

Борис СТЕПАНОВ, профессор, доктор географических наук: Чаша переполниласьЗлополучное озеро № 6 (или озеро имени Маншук Маметовой) уже две недели переполнено. Об этом вчера сообщил нашей газете профессор Борис СТЕПАНОВ, последние десять лет предупреждающий о возможности его прорыва и, как следствие, об угрозе селевого потока, который пойдет на южную столицу.

Кроме того, как нам стало известно, природоохранная прокуратура Алматы проверила факты, изложенные в многочисленных публикациях об угрожающем состоянии озера № 6. Правда, о результатах проверки природоохранный прокурор Жасулан ЕЛАМАНОВ пока ничего нам не сообщил.
Зато профессору Степанову есть что сказать. По его словам, для поддержания уровня воды ГУ “Казселезащита” использует всего десяток насосов, рабочие чуть ли не вручную расчищают от камней и грунта канал стока.
- Чтобы до конца лета предот-вратить вполне реальную угрозу прорыва озера № 6, “Казселезащита” должна добиться снижения его уровня на 6-8 метров, - поделился своими соображениями Борис Сергеевич. - Для этого канал стока следует углубить до 6 метров и расширить до 10, а сейчас он составляет три метра в ширину и менее двух метров в глубину. Любые попытки рабочих углубить канал стока грозят обвалом склонов, к тому же вручную, с помощью лебедок, тягать многотонные валуны - все равно, что палить из пушки по воробьям.

Борис СТЕПАНОВ, профессор, доктор географических наук: Чаша переполнилась- Вы участвовали в проверке природоохранной прокуратуры?
- Да, как эксперт и как главный жалобщик (смеется). На место выезжала целая делегация - представители “Казселезащиты”, природоохранный прокурор, ученые. И, судя по всему, прокурор убедился в том, что наши опасения правомерны - потому и была проведена проверка состояния озера № 6.

- Если угроза есть, то почему “Казселезащита” скрывает это от горожан?
- Озеро уже давно привлекает внимание - с 70-х годов прошлого столетия. Только тогда объем воды в нем составлял около 70 тысяч кубометров, а сегодня - порядка 280 тыс. куб. м. Но вот в чем парадокс - 30 лет назад, когда воды в озере было в четыре раза меньше, оно, по данным госорганов, представляло угрозу, а сегодня - почему-то нет. Нас уверяют: “В Багдаде все спокойно”. Последний раз водоем пытались опорожнять в 1997 году, тогда уровень воды снизился на 2,6 метра, а объем - на 50 тысяч кубометров, но в своих отчетах “Казселезащита” указала совершенно другие цифры: дескать, объем уменьшили на 110 тысяч кубометров, а уровень - на 4,9 метра. Недавно замначальника “Казселезащиты” Вадим ВИНОХОДОВ в интервью одному из изданий так и сказал: “Озеро не поддается опорожнению, нет никакой методики для этого. Если б мы знали, как его опорожнить, давно бы это сделали”. Получается, они давно в курсе угрозы.

Борис СТЕПАНОВ, профессор, доктор географических наук: Чаша переполниласьПо предположениям РГП “Казгидромет”, озеро может увеличиться еще вдвое, но угроза прорыва связана вовсе не с этим. Дело в том, что вода находится в ледяной котловине, которая постепенно тает. Толщину льда никто не изучал, стало быть, и прогнозы делать сложно. Но ясно одно: как только стенки котловины прохудятся до критической отметки и произойдет прорыв, начнется сель. Минувшей зимой уровень воды в озере упал на 4 метра. Если вода уходит, значит, в ледяной чаше есть брешь. Куда сбрасывается вода - никто не знает. Не исключено, что она накапливается где-то, создавая новую угрозу.

- Чеэсники говорят: профилактические работы на озере проводятся, город может спать спокойно.
- На то, чтобы держать озеро под контролем, необходимо, по расчетам РГП “Казгидромет”, от 300 тысяч до 1 миллиона долларов, а с 1997 года “Казселезащита” потратила на эти цели чуть больше 10 млн. тенге. К тому же все работы они проводят по устаревшим нормам и правилам, которые сами лет 20 назад критиковали. А новые нормативные документы еще не разработаны. Канал стока нужно расчищать и углублять с помощью тяжелой техники, а не вручную.

Борис СТЕПАНОВ, профессор, доктор географических наук: Чаша переполнилась- Каковы масштабы возможной угрозы?
- Плотина селехранилища в ущелье Мынжилки, куда в первую очередь хлынет вода с озера № 6 в случае катастрофического прорыва, способна удержать около 200 тысяч кубометров грязекаменной массы. Для достижения этого объема из озера № 6 достаточно вылиться 10 тысячам кубометров воды из 280 существующих: как правило, каждый кубометр воды превращается в 20 кубометров селя. Вся эта масса хлынет на плотину “Медео”, увеличиваясь в объеме за счет камней и грунта. В итоге общий объем селя может достигнуть миллионов кубометров. Чтобы этого избежать, озеро нужно опорожнить в кратчайшие сроки.

Мы дозвонились и до депутата мажилиса Загипы БАЛИЕВОЙ, которая в мае этого года заговорила в парламенте об угрозе озера № 6 и направила депутатский запрос руководству МЧС и премьер-министру.
- Я получила ответы на свои вопросы, но, если честно, они меня не успокоили, - пояснила Загипа Яхяновна. - В них сказано: на данный момент на озере № 6 ниже ледника им. Маншук Маметовой угрозы селевого потока нет. Но я беседовала с учеными и знаю, что положение на самом деле не столь благополучно... Поэтому после открытия очередной осенней сессии парламента я намерена пригласить министра по чрезвычайным ситуациям Владимира БОЖКО на пленарное заседание палаты. Там и разберемся, есть угроза или нет.

Александра АЛЁХОВА,
alyokhova@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ Мы очень хотели бы услышать от замначальника “Казселезащиты” вразумительный ответ о судьбе тех 10 миллионов тенге, что по словам профессора Степанова, были выделены на “усмирение” озера № 6. А главное - о том, насколько в действительности реальна для южной столицы угроза разрушительного селя и что конкретно предпринимается для ее предотвращения.
Однако вплоть до подписания этого номера газеты в печать дозвониться до Вадима Николаевича Виноходова нам так и не удалось...
Поделиться
Класснуть

Свежее

Слишком заурядное убийство? Зона риска
Слишком заурядное убийство?

“Зачем подсудимому адвокат, если с его ролью прекрасно справляется прокурор?” - восклицает потерявший сына Галиб ДЖУЛЬФАЕВ. Несмотря на то что даже суд неоднократно указывал на нарушения в расследовании этого убийства, обвинение стоит на своём

119