8993

Какими они выйдут на свободу?

Я являюсь единственным заключенным в колонии-поселении УВ 156/13, которому не разрешен выход за пределы колонии без сопровождения ее сотрудников, кто не может выйти в увольнительную на сутки. Мне не светят поощрения и работа за пределами колонии. Поэтому я решил воспользоваться свободным временем и написать о том, что видел и вижу.

Думаю, это будет интересно с учетом того, что с 1993 года наша правозащитная организация - Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности - занималась содействием в реформе тюремной системы. К сожалению, из этого немного что получилось.
Сразу хочу предупредить возможное недовольство читателей. “Тюрьма - это не санаторий, и почему я должен заботиться о тех, кто преступил закон”, - думает законопослушный гражданин. В голове сразу возникают образы Чикатило, Радуева, убийц и насильников, воров и наркодельцов. И естественное возмущение по поводу того, что всякие там правозащитники поднимают вопросы об условиях содержания в зонах, соблюдении нормального обращения с заключенными.
“Мало им, пусть мучаются, пусть отвечают за содеянное”, - считает подавляющее большинство граждан. И они по большей части правы, и с этой позицией трудно спорить.
Но есть ряд аргументов, которые хотелось бы привести. И они не связаны только с гуманностью, хотя гуманность тоже должна характеризовать человека. Речь как раз идет о предусмотрительности и практичности.

Во-первых, есть хорошая русская поговорка, которая в том или ином виде существует и в других языках: “От сумы да от тюрьмы не зарекайся”.
Большинство из тех, кто сидит в зонах, - это не убийцы и насильники, а жертвы установления обстоятельств совершения преступления. В основе своей - это нормальные, не опасные для общества люди. Иногда причиной является просто стечение различных жизненных обстоятельств, и никто от них не застрахован. И, стуча по дереву, иногда надо примерять такую ситуацию и на себя тоже.

Во-вторых, наша судебная практика продолжает быть карательной и репрессивной. Люди, не представляющие опасности для общества, исправление которых было бы возможно без изоляции, лишаются свободы и помещаются в условия, где их исправление весьма проблематично, скорее наоборот. Поэтому в последние годы и поднимается вопрос о декриминализации и гуманизации.

И, в-третьих, общество должно задуматься: а чего оно хочет добиться, помещая преступника в тюрьму?
Кажется, что ответ на поверхности - для большей безопасности. Это так, но вот проблема: после освобождения (а любой преступник рано или поздно выйдет на свободу) этот человек отправится не на Луну, не на Марс, а обратно в общество. И помещение его в тюрьму с полуживотными условиями содержания, постоянными унижениями и запугиванием, как мне кажется, не приведет к большей безопасности для этого общества. И выйдет озлобленный, никому не доверяющий человек с отсутствием веры в правду и справедливость. То есть никакой социальной реабилитации, никакой подготовки к нормальной жизни - лишь смешанное состояние страха и озлобления.
Нужно ли это обществу? Сомневаюсь. Поэтому, решая задачи восстановления справедливости и наказания виновных, общество должно задумываться и над по-следствиями - в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В зонах Казахстана содержится более 60 тысяч заключенных, мы в первой двадцатке стран мира по количеству заключенных на 100000 населения, то есть на каждые 250 человек, включая стариков, женщин и детей, - один сидит в тюрьме. После отсидки он или она выйдет, и при всем понимании заслуженности такого наказания (хотя приговоров, опровергающих это, более чем достаточно) обществу нужно думать и о себе, и о своей безопасности, и о спокойствии при совместной жизни с теми, кто выйдет из того, что мы называем исправительными учреждениями. Если не думать все время, то хотя бы задуматься. Поэтому серией этих записок я попробую добавить пищи для размышления.

Евгений ЖОВТИС, колония-поселение УВ 156/13, Усть-Каменогорск
Поделиться
Класснуть

Свежее