8232

Лучшая селезащита - нападение

В минувшую субботу в РГП “Казгидромет” состоялось крупное совещание по поводу селевых угроз Алматы. Обсуждалось и состояние злополучного озера № 6 (имени Маншук Маметовой) (cм. “Дело по озеру № 6”, “Время” от 24.7.2010 г.). Правда, похоже, жаркие дебаты ученых с чиновниками оставили в головах присутствовавших еще большую сумятицу: то ли научные светила искусственно преувеличивают угрозу прорыва высокогорного водоема, то ли борцы с чрезвычайными ситуациями, в том числе селезащитники, (особенно на фоне расследуемого ДВД Алматы уголовного дела) не хотят признавать свои ошибки.

Лучшая селезащита - нападениеЕдинственным участником совещания, сохранявшим оптимизм, выглядел вице-министр по чрезвычайным ситуациям Валерий ПЕТРОВ. Он искусно оппонировал всем, кто пытался критиковать работу его ведомства.
К примеру, стоило ведущему научному сотруднику Казгидромета Розе ЯФЯЗОВОЙ сообщить, что емкости существующих селе-хранилищ в Заилийском Алатау не соответствуют потенциальной селевой активности региона, которая возникнет к 2050 году в связи с потеплением климата, вице-министр заявил буквально следующее:
- Я понимаю глобальные вопросы, которыми вы занимаетесь, но я до середины XXI века не доживу. Сколько реально времени до того, как процессы начнут развиваться до угрожающего состояния?
- Мы уже сейчас видим активизацию дождевых селей, а до 2050 года доживут наши дети и внуки, о них нужно думать и предпринимать превентивные меры, - ответила сотрудница Казгидромета.
Как всегда категоричен был доктор географических наук Борис СТЕПАНОВ.
- Еще в семидесятых годах прошлого века по решению Казселезащиты озеро № 6 было признано селеопасным, хотя на тот момент его объем составлял всего 43-44 тысячи кубометров, - напомнил он собравшимся. - Спустя 20 лет, в 1997 году, когда озеро увеличилось до 190 тысяч кубометров, была очередная попытка его опорожнить, но довести объем до уровня 20-летней давности Казселезащите не удалось. По состоянию на 15 сентября 2008 года - опять же по данным селевиков - в озере находилось 167 тысяч кубометров воды. Однако повторный расчет, произведенный Казселезащитой по указанию природоохранной прокуратуры, показал совершенно другую картину - 220 тысяч кубометров воды. Что это было - ошибка? Еще раз повторю: чтобы довести объем воды в озере до безопасных 120-150 тысяч кубометров, нужно снизить его уровень на 6-8 метров, но вручную углубить отводной канал до этой отметки без угрозы для жизни людей нереально. Сейчас озеро вошло в фазу интенсивного развития, которая, как правило, заканчивается прорывом. По опыту знаю: 25 процентов моренных озер прорывается с катастрофическими последствиями.

Лучшая селезащита - нападение- Борис Сергеевич, вот вы говорите - если озеро то, если сё... Вы же ученый! Есть ли у вас какие-то достоверные научные выкладки, которые бы с определенной степенью вероятности говорили: да, это событие имеет место? Почему вы все время ссылаетесь на Казселезащиту и 1997 год, если с тех пор климат поменялся, изменились селевые процессы? - обратился к ученому Петров.
- В 1997 году Казгидромет работал по договору с Казселезащитой, мы сами измеряли объем и уровень озера, но к нашим рекомендациям никто не прислушался - хотя отчет о проделанной работе был принят без возражений. А сегодняшние цифры, которые они (Казселезащита. - А. А.) дают, дезинформируют общественность и правительство.

- Приведите тогда научно обоснованные доводы, что это озеро нужно именно опорожнять, а не предпринимать какие-то другие меры! - жестко потребовал вице-министр.
- Других мер мы не знаем, - после паузы ответил ученый. - Заморозить - дорого, прокладывать обводные каналы - нереально. Наиболее экономически целесообразно именно опорожнять.

Представители Института географии и вовсе считают: куда большую угрозу, нежели озеро №6, несет Алматы нависающий над этим озером ледник.
- Нижняя часть ледника периодически откалывается под давлением собственного веса, - сообщил завлабораторией природных аномалий Института географии Виктор БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ. - В случае землетрясения весь этот ледниковый “язык” объемом 600 тысяч кубометров может упасть в озеро, и оно просто выплеснется наружу. Нужно изучить прочность и устойчивость ледника, скорость его движения. А еще нужно выяснить толщину льда в котловине озера. Предположительно она составляет 20 метров, но чтобы быть уверенными, нужны расчеты.
Начальник ГУ “Казселезащита” Тохтарбек БАЙМОЛДАЕВ отчитался: за два месяца - с 15 июня по 10 августа - его рабочие планируют опорожнить озеро до 149,1 тысячи кубометров, углубив канал стока до 4,5 метра (сейчас его глубина - 2,3 метра). По словам главного селевика, пока угрозы прорыва озера № 6 нет, и оно до следующего года будет под контролем.
Настоящий фурор произвело не запланированное повесткой совещания выступление природоохранного прокурора Алматы Жасулана ЕЛАМАНОВА.
- Я выезжал на озеро как в начале проводимых работ, так и неделю назад, - сказал он. - Проблема была поднята СМИ по публикациям профессора Степанова. По данному факту прокуратурой города была назначена проверка, в ходе которой выяснилось: Казселезащита в 2008 году при проведении расчетов объема воды допустила арифметические ошибки. При фактическом объеме озера в 220 тысяч кубов Казселезащита представила данные о 175 тысячах кубометров. В 2009 году расчеты не производились вообще, а за основу снова были взяты ошибочные данные 2008 года. В связи с чем в отношении должностных лиц ГУ “Казселезащита” нами возбуждено уголовное дело. После этого более-менее процесс (ликвидации угрозы. - А. А.), пошел, и тот объем работ, который сейчас производится, нас полностью устраивает.

- Я не знал об арифметических ошибках. Но какое значение имеет эта разница, если до сих пор никто не определил, каков безопасныый объем воды в озере? - спросил прокурора Валерий Петров.
- В 1997 году по решению правительственной комиссии объем в 190 тысяч кубометров был признан критическим, в 2008-м этот уровень был превышен на 30-40 тысяч, что создавало опасность для города. Какие еще могут быть сомнения? - пояснил Еламанов. - Кроме того, мы выяснили: каждый год Казселезащита работы по опорожнению озера проводила в середине августа, только в этом году благодаря нашей проверке и публикациям в СМИ процесс начался в июне, что позволяет принять экстренные меры.

Эта перепалка заставила вспомнить о мартовской трагедии в поселке Кызылагаш, где прорыв плотины унес жизни десятков людей.
За несколько часов до потопа в прямом эфире программы “Бетпе бет” на телеканале “Хабар” именно Валерий Викторович Петров на вопрос ведущего о том, когда же нас минует угроза поводков, ни словом не обмолвился о потенциальной угрозе Кызылагашу.
- Прогнозировать это (конец паводков. - А. А.) очень сложно, - сказал он тогда. - Все это зависит от того, как будут развиваться весенние процессы… Может быть, конец мая.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть