7917

У нас все ходы записаны!

 Не скроем, в нашей редакции крайне удивились, увидев во вчерашней газете “Литер” отклики министра культуры Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА и директора Музея им. Кастеева Розы ЖУСУПОВОЙ на нашу публикацию “Гнилое достояние республики” (см. “Время” от 10. 11. 2007 г.), в которой рассказывалось о неподобающих условиях хранения работ в запасниках музея, и о том, что в Казахстане практически не осталось профессиональных реставраторов. Статья в “Литере” опровергает наши утверждения.

Мы, естественно, сохранили диктофонные записи интервью и с директором музея, и с министром, и с реставраторами. Так что, как говаривал герой Ильфа и Петрова, у нас все ходы записаны!
Не будем утомлять читателей подробным изложением этих записей. Скажем только, что директор музея в нашей газете утверждает: запросив 600 тысяч тенге на оплату пребывания в Казахстане м осковского реставратора Олега РЕВИНА, она получила из Минкультинформа отказ (“В Астане мне дали ответ: финансирования не будет”.), а в “Литере” заявляет: “ Министерство изыскало необходимые средства на приглашение профессиональных российских реставраторов. Так, для приглашения российского реставратора Олега Ревина в министерстве уже пообещали выделить 600 тысяч тенге…”

 Сам Олег Михайлович в нашей газете говорит: “Если в лучшем музее страны картины находятся в таком состоянии, что говорить о провинции!”

 И вдруг - на следующий день! - в “Литере” читаем его же слова: “Картины Государственного музея имени Кастеева находятся в прекрасном состоянии”. Мы, конечно, не поленились еще раз позвонить г-ну Ревину, чтобы выяснить: что (или кто?) заставило его изменить свое мнение. Маститый реставратор заметно нервничал и постоянно отклонялся от сути вопросов. Впрочем, убедитесь сами...

- Олег Михайлович, зачем вы нам говорите одно, а журналистам “Литера” - другое?

- Я бы хотел, чтобы в вашей статье, которую я не читал (! -Ред.), можно было прочитать, что назрела жизненная необходимость открытия реставрационного центра.

- Но ведь я и передал в публикации ваши слова о том, что вы давно ратуете за открытие такого центра! И вы же сами нам говорили, что руководят нашей культурой люди посторонние, которые не радеют за реставрацию. Что же с вами произошло?

- Мы с Сарой Тлеукуловной (Досходжаевой, единственным в Казахстане реставратором высшей категории. - В.Б.) об организации реставрационного центра много говорим и музею, и директору, и администрации, и хранителям. Все слушают, но почему-то в ответ никакой реакции. По идее, администрация должна эту информацию по инстанциям двигать. Я же не могу сразу к министру обращаться, я соблюдаю субординацию. Мы говорим-говорим - и тихо в ответ... До того это все наболело! Ну как нам нужно еще поступить, чтобы быть услышанными?

- Как можно понять то, что вы нам говорите, будто отсутствие реставраторов - это вина министерства, а “Литеру” - “в этом нет чьей-либо вины”?

- А как можно понять, когда я об этом с Сарой Тлеукуловной столько времени говорю, что нужно центр создавать, а воз и ныне там? Как это понять? Мы столько работаем, а реакции никакой не видим! Мы можем это пустить на самотек - а у нас душа болит. Мы на передовой сохранения этих коллекций музея! 

Я неоднократно предпринимал попытки выяснить у директора “Кастеевки” г-жи Жусуповой истинную причину ее неожиданной переменчивости. Однако вплоть до подписания этого номера газеты “Время” в печать мобильный Розы Сейдуалиевны был хронически недоступен…

Виктор БУРДИН, Алматы

Поделиться
Класснуть