9968

Анау-мынау о Текущем Моменте

Досым Сатпаев, политолог  Коррупция порождает конфликты

 Интересные вещи происходят в нашем государстве. Чем больше чиновники говорят о том, что жить стало лучше, жить стало веселее, тем чаще в стране вспыхивают разного рода конфликты. За последние два-три года каких только социальных столкновений у нас не было, начиная с Шанырака и заканчивая недавними событиями в селе Маятас. Но основная проблема нашей правящей элиты заключается в том, что она всегда старается быстрее замять все эти неприятные инциденты, даже не пытаясь понять, почему их количество растет с геометрической прогрессией, несмотря на постоянно декларируемую политическую стабильность и повышение уровня жизни.
Возьмем хотя бы конфликты в Маловодном или в упомянутом Маятасе. Причины и мотивы вроде бы разные, а фон одинаковый. В обоих случаях были столкновения представителей разных национальностей, что одними воспринималось как случайность, другими - как закономерность. Но в глаза бросается то, что конфликты вокруг своей собственности или по причине бытовых и криминальных ссор стали чаще приобретать насильственный характер. И в это же время наша оппозиция, например, почему-то не может собрать людей на массовый митинг по поводу резкого роста цен на продукты питания, несмотря на то, что данная проблема касается практически всех казах-станцев. Непонятно, почему в одних ситуациях казахстанцы демонстрируют ангельское терпение, а в других идут на насилие и человеческие жертвы? Откуда такая избирательная агрессия и трансформируется ли она рано или поздно в агрессию массовую?

 Думаю, что эти вопросы полезны не только конфликтологам, но и властям Казахстана. При этом ответов может быть целый воз и маленькая тележка. Одни увидят объяснение в том, что основная масса этих столкновений идет вокруг банального дележа собственности, в которой могли быть замешаны сами власти, чьи действия или бездействие послужили катализатором. Взять хотя бы конфликт кришнаитов с местной властью, скорее всего, также из-за земли. Коррупция многих наших чиновников уже создает реальные и потенциальные конфликтные ситуации, которые, выходя из-под контроля, обретают разные насиль­ственные формы. Может быть, прав был тот же Конфуций, когда говорил, что основная причина всех конфликтов - не бедность, а несправедливость. Кстати, основная часть различного рода столкновений на постсоветском пространстве также начиналась из-за претензий по поводу собственности. То воду не поделили, то землю, то место на рынке. И всем этим активно пользовались политики и чиновники, которые чужими руками захватывали собственность. Другие исходят из того, что в случае с Шаныраком или Маятасом конкретный “противник” был виден, будь то полицейский или подозреваемый в насилии над ребенком. В случае же с повышением цен или борьбой за демократию силуэт “противника” слишком размыт. Каждый по-своему определяет, кто виноват: президент, правительство, депутаты, акимы, спекулянты и др. Для третьих объяснения скрываются в мифической “третьей” силе, которая подтачивает правящий режим маленькими надрезами в виде локальных конфликтов. Кстати, эта “теория заговора” вполне популярна в определенных политических кругах.

 Странно, что никто еще в Казахстане не дал четкой и объективной картины того, какой процент населения страны чувствует себя “униженным” и “оскорбленным”, какой уровень социальной агрессии  в республике вообще есть. Никто сейчас также не скажет, где та опасная критическая масса, которая может завтра взорваться, и кто этим реально способен воспользоваться...

Валерия Ибраева, директор Центра современного искусства  Культурный пустырь

 В течение последнего пятилетия в Шарье, крошечном эмирате, открылось 25 музеев и галерей современного искусства. Пример показательный, поскольку Аравийский полуостров не Европа, где музейный бум начался 50 лет назад - во Франции во время президентства Ф. Миттерана было открыто и отреставрировано 400 музеев.
 В Казахстане 8 музеев изобразительного искусства - в Алматы, Астане, Павлодаре, Семипалатинске, Петропавловске, Караганде, Атырау и Усть-Каменогорске, коллекции которых - исторические. У нас нет ни одного музея современного искусства, представляющего Казахстан периода независимости.
 Неужели за 16 лет в стране не появилось ничего нового?

 Отнюдь. Факт международного признания современного искусства Казахстана неоспорим. Мир интересуется новым Казахстаном, наше искусство вызывает рефлексии международных кураторов, западных музеев и галерей, художников и зрителей. Но никак не наших чиновников.

 Мы все вспоминаем 90-е как ужасные времена. Вместе с тем это было время зарождения нашего культурного суверенитета, когда почти каждый день открывались журналы, театры и галереи. Было голодно, холодно, но весело. В первый раз в своей жизни мы чувствовали, что можем создать новую независимую культуру нового Казахстана. Впервые интеллектуалам стало интересно жить в своей стране, рассуждать о ее собственных проблемах. Тогда наше государство говорило: мы не можем помочь. И культура выживала сама - с помощью друзей, иностранных фондов и собственного энтузиазма. Были созданы высоколобые журналы, гремели авангардные театры и альтернативные труппы, открывались галереи, центры современного искусства. Все хотели ощутить себя полноправной частью мирового процесса, быть на острие новых тенденций - и все это сбылось. Парадоксально, но с рождением новой культуры и появлением денег в стране лучше не стало, ну разве что починили оперный театр в Алматы. А все, что появилось вместе с нашей независимостью и свободой, суверенным сознанием, осталось вне внимания государства, предпочитающего старые советские формы искусства. В профессиональной среде нарастает понимание ситуации культурного геноцида на фоне архаизирующегося министерства, истово верующего в кучку избранных “деятелей культуры”. Но даже советская культура не упала с неба, не говоря о других - европейских или американских - схемах ее развития. Очевидно, что искусство рождается на земле и растет в родной среде среди единомышленников, и только потом из мощной корневой системы появляются листья и цветы выдающихся достижений. По другому принципу искусство не развивается - если мы действительно говорим о культуре, а не о пародии на нее.

 В упомянутой Аравийской пустыне не растут деревья. Но страна, расположенная в этой пустыне, вообще не имевшая традиции изобразительного искусства, в прошлом году организовала громадную ярмарку современного искусства. А наш главный музей им. Кастеева который год просит деньги на ремонт. Но даже если его и отремонтируют, посетитель не найдет в нем работ художников, прославивших страну на весь мир, - их вообще ни один музей Казахстана не выставляет. На вопрос “почему?” ответ простой - они боятся начальства, которое никогда не задумывалось о том, что неподвижность и обращенность в прошлое - это смерть искусства. Но ведь если согласиться с тем, что искусство - это плоды, листья и цветы, то логично признать и то, что Министерство культуры - это садовник, роль которого - растить культуру и искусство и болеть за имидж страны, а не процветать вместо них.

Ярослав Разумов, журналист  
www.aktau-city.net ?

 Очень меня удивляет идея создания туристического центра в Актау с одноименным названием
и приставкой “Сити”. Этот проект очень уж характерен для нас. Многие моменты в нем очень символичны
.
 Надо полагать, что проблемы с атомным энергетическим комбинатом МАЭК, о которых много говорилось лет десять назад, наверное, решены. С водообеспечением города тоже проблем нет. Авторам проекта стоило бы шире проинформировать об этом публику, так как и проблемы эти хорошо известны, и никакой проект, связанный с большим привлечением людей в город, без гарантированного и качественного водоснабжения успешно не реализовать. Пить и мыться и приезжим надо, как, впрочем, и местным.

 Несколько лет назад казахстанские автоперевозчики на конференции по развитию внутренних грузовых перевозок жаловались: вот, мол, построили хороший морской порт в Актау, а дороги в этом регионе как были никудышными, такими же и остались. И потому приходится большие объемы грузов на Запад возить не через морские ворота Казах-стана, а, как и раньше, через Россию. Как такой большой проект заработает без соответствующей транспортной инфраструктуры? Хотя бы гарантированные подвоз продовольствия для гостей “Сити” надо обеспечить, Мангышлак-то и себя, насколько помню, едой не обеспечивает. Не делать же большой международный туристический проект в расчете на поставки извне! Чего же иностранного производителя “кормить” заказами? Узнав про “ Актау-Сити”, я позвонил знакомым транспортникам: наладились дороги в том направлении? Нет, говорят транспортники, все так же.  

 Недавно на нефтяной конференции в Алматы экологический чиновник из Мангистауской области выступал с докладом о проблеме нефтяных загрязнений. В том числе и о старых скважинах, оказавшихся в акватории. Между тем впервые об этой проблеме я узнал еще двенадцать лет назад. Как же будут приезжать люди отдыхать массами в приморский город с загрязненной нефтью акваторией?

 Можно и дальше так идти по пунктам. Но суть, наверное, ясна. Идея международного туристического, бизнес- и какого угодно иного центра в казахстанском периферийном регионе не выглядит убедительной и экономически жизнеспособной. Пусть не обижаются на меня жители области, так оно и есть. Помню, лет несколько назад один наш министр науки заметил на заседании правительства: кабы не нашли там при Сталине уран, то и города бы не было.
 Несмотря на многочисленные проблемы, один из горячих сторонников этого проекта в частной беседе заверял меня: надо спешить, потому как соседи по Каспию тоже хотят строить свои туристические “Сити”. Недавно спросил знакомого экономиста из Баку: как у них с въездным туризмом? Плохонько, говорит. Спросил о том же у журналиста из Астрахани. Да что вы, говорит, кто сюда поедет, какие иностранные туристы, когда совсем недалеко от нас северокавказское побережье с его криминально-террористической репутацией. Непонятно, кого из наших соседей хотят опередить отцы-инициаторы “Актау-Сити”? Наверное, Туркмению.

...Как-то российский экономист, один из апологетов наших реформ, заметил, что пока инвестиции и внимание государства в Казахстане уделялись в основном инфраструктурным проектам, рост экономики был заметно больше. А когда вместо объективно необходимых дел начали появляться идеи, ориентированные не на решение конкретных проблем, здесь и сейчас, а на некое лидерство в регионе, рост ВВП упал...

Поделиться
Класснуть