15351

Полковнику никто не спишет

Полковнику никто не спишетКоррупционный скандал разразился в пограничной службе КНБ: за два года руководитель финансового отдела регионального управления “Солтустик” погранслужбы Бакытжан БЕКТУРГАНОВ 10 раз самовольно “отправил” военнослужащих в несостоявшиеся командировки. Фиктивные поездки офицеров стоили государству 8 млн. безвестно исчезнувших тенге.

Служебный подлог и расхищение госбюджета в “Солтустике” были выявлены подразделением контрразведки, а позже подтверждены проверкой инспекции центрального аппарата КНБ. Затем военная прокуратура направила материалы в военно-следственное управление МВД на расследование. Далее - в суд.
Но соль этого инцидента вовсе не в длительных коррупционных происках капитана Бектурганова, а в том, что, как это часто бывает, виновными оказались другие военнослужащие, которым по долгу службы, а также в соответствии с приказом Минфина № 30 от 27 января 1998 года “Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях” вменялось расписываться в финансовых документах. В числе шестерых пограничников, которых следствие обвинило в крупных хищениях чужого имущества по предварительному сговору, оказался и начальник штаба регионального управления “Солтустик” полковник Роман КУРМАНБАЕВ. В марте 2010 года военный суд Костанайского гарнизона признал его и двух других сотрудников регионального управления виновными по двум статьям Уголовного кодекса - “присвоение и растрата вверенного чужого имущества” и “служебный подлог”. И, применив статью 55 УК РК (назначение более мягкого наказания), приговорил к... выплате штрафов - от 500 до 1000 МРП (хотя военная прокуратура просила, например, для полковника Курманбаева 7 лет лишения свободы).
Скандал в “Солтустике” во многом напомнил аналогичную историю с судом над ныне покойным заместителем начальника Военного института КНБ подполковником Марленом СЫЗДЫКОВЫМ (см. “Виновен посмертно”, “Время” от 16.3.2010 г.), который скончался от обширного инфаркта, не дожив двух дней до приговора по обвинению в растрате и хищениях. В обоих случаях офицеры попали на скамью подсудимых, отвечая за первых руководителей, чьи подписи тоже имеются в документах-вещдоках.

- В контрразведке КНБ, которая досконально изучила всю бухгалтерскую документацию регио-нального управления, работают профессионалы, - рассказал нам полковник Курманбаев. - В их заключении наряду с капитаном Бектургановым фигурировали фамилии еще двух товарищей, участвовавших за спиной руководства в вопиющих фальсификациях в 2008-2009 годах. Меня в этой троице не было и быть не могло: махинаторы в равной степени использовали для воровства бюджетных денег как мои подписи, так и подписи начальника регионального управления “Солтустик” Марата МАГЖАНОВА. По сути, то были заурядные подлоги, коих, если тщательно покопать, можно выявить тысячи: деньги списывались под несуществующие командировки личного состава управления с помощью липовых документов. Однако я до сих пор не понял, почему первого руководителя (Магжанова. - А. А.), которому финансовый отдел подчиняется непосредственно и чьи подписи проходят по трем эпизодам моего уголовного дела, следствие официально посчитало “введенным в заблуждение”, а меня усадило на скамью подсудимых? Когда в июне 2009 года было возбуждено уголовное дело, выяснилось: Бектурганов водил за нос все управление, прикрываясь моим именем. Я сто раз говорил следователям, а затем суду: я не контролировал этого парня (Бектурганова. - А. А.), и никто из других замов - тоже. Потому что финансовый, кадровый и документационный отделы подчиняются только первому руководителю.
Об этом и многом другом полковник Курманбаев написал в своем письме президенту. Реакции главы государства ждут не только фигуранты этого уголовного дела.
В Военный суд РК посыпались десятки писем и обращений с множеством подписей - как из региональных управлений погранслужбы КНБ РК, так и от ветеранов-афганцев, сотрудников Министерства обороны и МЧС.
А вот что пишет заместитель председателя КНБ, директор пограничной службы Булат КИРГИЗБАЕВ председателю Военного суда.
“Ввиду признания судом виновным полковника Курманбаева как лица, которому было предоставлено право подписи на финансовых документах, в процессе служебной деятельностии в соединениях и частях на сегодняшний день складывается нездоровая картина, когда субъективно разная доля ответственности по должностным обязанностям может быть переложена на заместителей, имеющих право подписи”.
Глава погранслужбы ссылается на то, что многие его подчиненные осуждают действия Бектурганова и просит Серика Байбатырова при вынесении решения по уголовному делу учесть мнение многих офицеров, выступающих в защиту полковника Курманбаева.

От редакции В общем, ситуация выглядит несколько странно. Если полковник Курманбаев и другие фигуранты этого дела виноваты (а они виноваты, если подписывали документы), то почему их непосредственный начальник - Марат Магжанов - выведен из-под огня? С каких это пор первый руководитель не отвечает за действия своих подчиненных?

Александра АЛЁХОВА,
alyokhova@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть