7657

Небо в авансах

Казахстанские авиационные власти надеются, что до конца 2010 года Еврокомиссия исключит из “черного списка” две-три казахстанские авиакомпании. Об этом нашей газете вчера сообщил председатель комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Радильбек АДИМОЛДА (на снимке).

- Радильбек Окенович, в начале этого года вы планировали “отвоевать” у Евросоюза отечественных авиаперевозчиков, с апреля 2009 года скопом (кроме “Эйр Астаны”) включенных в европейский “черный список”. Почему вам это не удалось?
- Начнем с того, что год еще не закончился. А мы регулярно отчитываемся перед Еврокомиссией и ИКАО (Международная организация гражданской авиации. - В.Б.), последний раз делали это в апреле 2010 года. В принципе, замечаний к нашим авиакомпаниям у них не было - только к авиационным властям Казахстана.
План краткосрочных мер по решению этой проблемы мы выполнили. Европа требовала улучшить несовершенное авиационное законодательство и усовершенствовать контроль за авиаперевозчиками со стороны властей. Мы это сделали. Во-первых, 15 июля глава государства подписал новый Закон “О гражданской авиации”, который разработан в соответствии с требованиями ИКАО. В свете этого теперь мы разрабатываем более ста подзаконных актов, которые должны утвердить до конца этого года.
Во-вторых, сейчас казахстанские авиакомпании проверяют 45 инспекторов. Раньше же у нас на 69 авиакомпаний и 600 зарегистрированных воздушных судов приходилось всего 5 инспекторов!

Небо в авансах- Если вы выполнили краткосрочный план, то почему Европа не ослабила хватку?
- Мы должны еще раз отчитаться, и поездка в Европу и Америку намечена на октябрь. Рассчитываем, что до конца 2010 года из “черного списка” будут выведены 2-3 авиакомпании. Хочу отметить, до этого в Европу регулярно летала только “Эйр Астана”, а также иногда осуществляли чартерные рейсы несколько грузовых и бизнес-авиакомпаний. Что мы имеем сейчас? “Эйр Астана” по-прежнему летает, чартерные грузовые и бизнес-рейсы так и осуществляются. Так что для нас практически ничего не изменилось. Единственное неудобство - “Эйр Астана”, находящаяся в так называемом “сером списке”, не может открывать новые рейсы в Европу.

- А как же авиакомпания “Беркут”, которая перевозит первых лиц нашей страны?
- С “Беркута” были сняты все ограничения еще в ноябре 2009 года.

- Конфликт с “Чешскими авиалиниями”, о котором мы уже писали (см. “Воздушные бои за Прагу”, “Время” от 2.6.2010 г.), благополучно исчерпан. Чего мы добились? Показали Западу зубы: мол, вы нас не пускаете в Европу, а мы вас не пустим к нам?
- Мы показали, что Казахстан имеет собственную позицию и с ней надо считаться. У нас были правовые основания для запрета - и мы ими воспользовались. Те же чехи никогда не позволят “Эйр Астане” продавать в Праге билеты на новый рейс без договоренности, а потом ставить авиационные власти своей страны перед фактом. Рейс Астана - Прага откроется, когда дадут возможность летать в Чехию нашим авиакомпаниям. А пока существует дисбаланс: чехи к нам летают три раза в неделю, а мы - не летаем вообще.

- Казахстанские авиакомпании справились с кризисом?
- Более того, отмечается тенденция роста: за первое полугодие 2010 года пассажироперевозки увеличились на 17 процентов по сравнению с тем же периодом года предыдущего. Отечественные авиакомпании за полгода перевезли 1,4 млн. пассажиров. Открылись 13 новых маршрутов, по девяти из них летают казахстанские авиакомпании. Наступающей зимой мы собираемся освоить новые направления: Астана - Екатеринбург, Алматы - Грозный, Алматы - Омск, Алматы - Барнаул и Павлодар - Минеральные Воды.

- На сколько уменьшится число авиакомпаний в Казахстане в ближайшее время?
- После попадания в “черный список” у нас работало 69 авиакомпаний, сейчас мы сократили их число до 53. Думаю, оптимальное количество авиаперевозчиков для нашей страны - 30.

- В августе Генпрокуратура потребовала запретить полеты 65 воздушных судов из-за их небезопасности. О каких типах судов каких авиакомпаний идет речь? И есть ли в этом списке “Эйр Астана”?
- Речь идет о самолетах Ан-2 (“кукурузниках”. - В.Б.) и вертолетах Ми-8. Пассажирские перевозки на этих судах не производятся. Среди владельцев машин нет флагманов нашей гражданской авиации. Что касается названных судов, мы приостановили сертификаты их летной годности.

- В августе Счетный комитет разобрал по косточкам деятельность “Эйр Астаны”. Была озвучена цифра: в 2009 году авиакомпания перечислила за рубеж более $400 млн. за лизинг авиатехники. Но ведь на эти деньги можно было приобрести в собственность пять новых лайнеров “Эйрбас-320”. Почему “Эйр Астана” до сих пор не покупает суда, предпочитая брать их в лизинг? Кому это выгодно?
- Национальный авиаперевозчик уже покупает самолеты: компания проплатила крупные авансы, и в 2012-2013 годах они получат в собственность 6 “Эйрбасов-320”. Что касается лизинговых платежей, то мы сами эту цифру узнали из СМИ: эта сфера - вне нашей компетенции.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть