44410

Своя вертушка ближе к телу

Своя вертушка ближе к телуСовсем недавно в США придали всеобщему порицанию за расточительство топ-менеджеров нескольких крупных компаний, позволивших себе в разгар мирового кризиса пользоваться принадлежащими их же компаниям самолетами. Шуму было - до небес…
Но это их, так сказать, нравы.

…Теплым вечером 5 августа 2010 года по летному полю аэропорта Астаны вальяжно вырулил на взлет военный самолет Ан-30. Был четверг, середина рабочей недели. Но, несмотря на обилие рейсов, воздушный коридор для этого полета подготовили в кратчайшие сроки, хотя и был он внеплановый. Потому что борт с позывным ВСК 30031 принадлежал внутренним войскам МВД РК и направлялся на юг страны по спецзаданию. Набрали обороты винты. Машина взяла разбег и, оттолкнувшись от бетонки взлетной полосы, растворилась в закатном мареве, взяв курс на Алматы. Часы показывали 19.26.
Своя вертушка ближе к телуУж не знаю, кто посоветовал министру внутренних дел г-ну БАЙМАГАНБЕТОВУ (на снимке) лететь с семьей из Астаны в Алматы на служебном Ан-30, но оказал он ему явно медвежью услугу: условия полета на этих машинах весьма аскетичные.


И вот представьте себе: cчет идет на часы, если не на минуты. На волоске висят чьи-то человеческие жизни и судьбы. А самолет и вертолет, вместо того чтобы быстро доставить крутых парней в бронежилетах к месту событий, везут семью министра в отпуск!


Машина грузо-пассажирская, этакий слегка облагороженный десантный вариант для перевозки солдат. Изначально она разрабатывалась для ведения аэрофотосъемки еще в 60-х годах прошлого века, одна из модификаций Ан-24. Трясет и болтает в ней так, как если бы вы оседлали верхом дикого мустанга. Сиденья в салоне откидные, довольно жесткие, установлены боком к движению, а значит, непривычного человека укачивать будет гораздо сильнее, чем в обычном самолете.
Но нашлась добрая душа, уговорившая сугубо кабинетного работника Серика Баймаганбетова да еще с неподготовленными к подобным трудностям женой и дочкой лететь в отпуск на этом чуде военной техники…
Кстати, если на “Боинге”, “Эйрбасе” или даже Ту-154 полет из Астаны в Алматы занимает всего час с небольшим, то на Ан-30 - три часа. Представляете - три часа полного до краев счастья…
Так что, в общем-то, неудивительно, что, прибыв в Алматы после таких испытаний на прочность, министр и его семья задержались здесь на целых четыре дня…

Своя вертушка ближе к телуНо 9 августа они уже были готовы к новым приключениям. К 9.00 на авиабазе внутренних войск МВД РК в поселке Бурундай их ждала крашенная в цвет хаки вертушка Ми-8 с бортовым номером 69. Маршрут предполагался замысловатый. Сначала из Бурундая должны были лететь в сторону поселка Каскелен, с посадкой в горах, на землях, с недавних пор принадлежащих одному хоть и не высокопоставленному, но все же весьма влиятельному лицу. Но оказалось, что приземлиться в том районе возможно лишь на специализированной площадке, предназначенной для посадки борта №1 - вертолета главы государства. И площадка эта - по вполне понятным причинам - находится под плотной опекой Службы охраны президента.
Впрочем, организаторам этого отпускного вояжа министра удалось получить “добро” на посадку именно там…
Следующей точкой маршрута вояжа был областной центр Талдыкорган. Там борт №69 ждала дозаправка, а его уважаемых пассажиров - обед в компании начальника ДВД Алматинской области генерала Жайлаубека КЕНБАЕВА и областного прокурора Ерлика КЕНЕНБАЕВА
Следующим этапом стал районный центр Алакольского района Ушарал, где их встречал начальник Алакольского РОВД Нурлан Масимов. Который, кстати, вовсе не однофамилец премьер-министра Карима Масимова, а его двоюродный брат...

Конечным пунктом следования министра внутренних дел стал поселок Кабанбай, расположенный непосредственно на озере Алаколь. На берегу которого в одном из частных пансионатов и остановился со своей семьей Серик Нуртаевич Баймаганбетов. Все было для него организовано скромненько, но со вкусом. Жаль, что из-за затянувшегося путешествия отдыхать пришлось всего сутки…
Все время, пока семья министра отдыхала, их неподалеку от пансионата ждал вертолет внутренних войск с экипажем.
А потом им предстояла обратная дорога - нужно было поспеть в Астану на предстоящее совещание силовиков с участием президента РК.
Утром 11 августа главный полицейский страны с женой и дочкой вновь сели на вертолет, и борт №69 взял обратный курс на свою базу в Бурундай. Сутки министр провел в южной столице и, видимо, наученный горьким опытом полета на Ан-30 в Астану отправился уже на куда более комфортабельном
Як-40. Принадлежащем все той же эскадрилье особого назначения внутренних войск МВД РК и летевшем под позывным ВСК 87816.
А теперь самое время подсчитать, во что обошелся бюджету суточный отдых министра МВД с семьей на озере Алаколь. С учетом технических характеристик самолетов Ан-30 и Як-40 их полет по спецзаданию в Астану и обратно (только с используемым ими топливом марки ТС-1) стоил не меньше 9720 долларов. А если учесть, что после полета с министром на борту самолетам нужно было возвращаться к аэродрому приписки, то и больше. При таком варианте эту сумму можно смело умножать на два.
На полет вертолета Ми-8 из Бурундая на Алаколь и обратно ушло бы порядка 5 тонн все того же авиатоплива ТС-1. Цена на него - 950 долларов за тонну. Умножаем - выходит около 5 тысяч долларов. Плюсуем по минимуму - получается, что королевские замашки высокопоставленного госчиновника встали казне что-то около 15 тысяч долларов.
Через разные источники я пытался выяснить, как так могло произойти, что такой уважаемый и осмотрительный человек, как министр внутренних дел Серик Баймаганбетов, мог поддаться на такую авантюру.
Увы…

И дело тут, в общем-то, не только в деньгах. Эскадрилья внутренних войск МВД потому-то и называется “специального назначения”, что главная ее задача - в случае необходимости быстро перебросить подразделения спецназа в любую точку республики, если вдруг там станет очень уж горячо.
Например, в июне этого года таким образом перебросили из Алматы в Актау бойцов спецподразделения МВД “Сункар” для участия в операции по обезвреживанию сбежавших из колонии строгого режима вооруженных заключенных. Таким же спецбортом в 1999 году сункаровцы летели на освобождение заложников, захваченных уголовниками в следственном изоляторе столицы.
И вот представьте себе: где-нибудь вдруг случилась бы подобная заваруха. Счет идет на часы, если не на минуты. На волоске висят чьи-то человеческие жизни и судьбы. А самолет и вертолет, вместо того чтобы быстро доставить крутых парней в бронежилетах к месту событий, везут семью министра в отпуск!

…В августе наша газета вскользь уже упоминала об использовании министром внутренних дел РК служебной авиатехники в личных целях. Мы думали, что начнется большой разбор полетов. По крайней мере, это явный повод для публичной порки. Но скандальный факт не вызвал ровным счетом никакой реакции. Полет для министра прошел нормально. Слава богу, не в Америке живем.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail:
benditsky@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть