6573

Имя им - регион

Имя им - регион Вчера в одном из отелей южной столицы состоялся первый казахстанский региональный медиафорум “Будущее СМИ - в руках журналистов”, в котором приняли участие более 120 представителей газет и телеканалов из Алматы, Астаны, Караганды, Семея, Павлодара, Усть-Каменогорска, Актобе, Уральска и Петропавловска. Несмотря на название мероприятия, выяснение вопроса, в чьих же, собственно, руках это будущее прессы, вызвало бурную полемику.
Также журналисты обсудили самые злободневные проблемы профессиональной деятельности.

Организаторы - газета “Голос республики”, Союз журналистов Казахстана, Международный фонд защиты слова “Адил Соз”, Институт войны и мира в Казахстане, центр журналистики MediaNet, “Интерньюс Казахстан” - сразу дали понять: этот форум - не клон Евразийского медиафорума или медиакурултая. Здесь речь пойдет о региональных СМИ, которым дали возможность рассказать о том, как они намерены завоевывать читателей и зрителей. Но прежде, чем делиться опытом, попытались диагностировать основные болезни отечественного медиасообщества. В числе таковых были названы: низкая конкурентоспособность, профнепригодность кадров, отсутствие цеховой солидарности, идейный застой, беспринципность и продажность журналистов.

- Сейчас существует тенденция падения интереса к традиционным СМИ, - отметил директор международного центра MediaNet Игорь БРАТЦЕВ. - Возникает главный вопрос: почему нас не читают или не смотрят? И мы сами можем дать ответ: потому что мы не отвечаем запросам читателей и зрителей - требованиям рынка.

Выход каждый ищет по-своему. К примеру, телеинтернетпортал “Stan ТВ” вещает через Интернет и спутник. Самый большой плюс здесь - отсутствие цензуры. Зато минусов тоже немало: у канала нет лицензии, журналистов не приглашают на официальные мероприятия, им не дают работать постоянные проверки со стороны различных государственных инстанций.
Звучали ссылки на то, что, мол, в Казахстане, с его малочисленным населением, слишком “узкий” медиарынок.

Однако московский журналист Алексей ТИХОНОВ поспешил “успокоить” коллег:
- В России 140 миллионов жителей, но и мы не можем сделать нормальную серьезную газету с тиражом в 1 миллион. Тем не менее мы развиваем новые модели. Очень хорошо пошли на рынке издания “Русский Ньюсуик” и “Форбс”. Другая модель - когда серьезная журналистика “вбрасывается” в гламурное болото. В журнале с Lady Gaga на обложке размещается что-то действительно стоящее. Поначалу было много сомнений в таком подходе, но в итоге это сработало.

По мнению российского гостя, уход в Интернет - не панацея. А блогеры не могут конкурировать с настоящими профессионалами.

- Зачастую “новости” от блогеров похожи на дворовые сплетни и интересны только узкому кругу людей. Поэтому не думаю, что блогеры имеют право называть себя журналистами, - резюмировал Тихонов.

Помимо дискуссий, участники форума учились срочно пересылать публикации, фото-, аудио- и видеофайлы, обходить блокировку сайтов, применять инфографику.
Пожалуй, итогом форума стало признание его полезности. Участники договорились встретиться примерно через год.

Комментарии в тему

Мурат АБЕНОВ, депутат мажилиса:
- Я не согласен с тем, что будущее СМИ в руках только журналистов - будущее, на мой взгляд, в руках общества. А журналистам нужно искать точки соприкосновения.

Маржан ЕЛЬШИБАЕВА, руководитель образовательных программ “Интерньюс Казахстан”:
- К сожалению, ничего оптимистического для журналистов я не вижу. Сейчас никому не нужны хорошие репортажи, расследования. Существует госзаказ, который, с одной стороны, приносит плюсы. Но с другой - из-за них меняется контент издания: журналисты уже не могут критиковать власть.

Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “Азат”:
- Мое мнение: будущее казахстанских СМИ вовсе не в руках журналистов, а в руках исполнительной власти, которая не дает им нормально работать.

Ирина МОСКОВКА,
фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть