14074

Русалка и Посейдон - не участники дорожного движения

На вопросы читателей на “прямой линии” отвечает начальник ДВД Алматы, генерал-майор полиции Ерлан ТУРГУМБАЕВ.

Жумаш МУСТАФИН, Алматы:
Когда дорожные полицейские будут исполнять приказ министра внутренних дел № 789, запрещающий беспричинно останавливать водителей?
- Когда мне задают такие вопросы, я всегда прошу - дайте конкретные факты: какой бортовой номер полицейской машины, нагрудный знак инспектора, дату и время беспричинной остановки. Сегодня в Алматы зарегистрировано свыше 500 тысяч автомобилей. Кроме того, ежесуточно в город заезжают около 200-250 тысяч иногородних автомашин. И далеко не все приезжающие прибывают к нам с добрыми намерениями. Алматы привлекателен не только для бизнесменов, инвесторов и туристов, но и для криминальных структур. Практически ежедневно в городе объявляется специальный план по задержанию какой-либо автомашины в связи с совершением на ней преступления либо с ее угоном. Поэтому в ходе розыскных мероприятий сотрудники дорожной полиции останавливают и проверяют автомобили, схожие с разыскиваемыми. Кроме того, дорожные полицейские обеспечивают дорожную безопасность, выявление и пресечение нарушений ПДД, как это предусматривает Закон об органах внутренних дел. Напоминаю: в соответствии с пунктом 2.3.1 ПДД водитель транспортного средства обязан по требованию сотрудника органов внутренних дел (полиции) остановиться и выполнить его указания. Если вы считаете действия дорожного полицейского необоснованными, то можете обжаловать их в УДП либо в департаменте внутренних дел Алматы. Каждое такое обращение нами тщательно проверяется.

Абзал, Алматы:
Как можно требовать с водителей соблюдения ПДД, если ваши же сотрудники ездят непристегнутыми и нарушают правила дорожного движения?
- Пункт 2.1.2 ПДД допускает, что водители и пассажиры автомобилей оперативных и специальных служб могут не пристегиваться ремнями безопасности в населенных пунктах и жилых зонах. В то же время полицейские в целях оперативного задержания преступников и правонарушителей, с учетом заторов на дорогах и сложной уличной инфраструктуры, в отдельных случаях вынуждены отходить от правил. Представьте себе: инспектор преследует вооруженного преступника. Как он должен действовать в зоне ограничения скорости 40 км/ч? Безусловно, полицейские в этой ситуации в интересах граждан должны принять все меры для пресечения преступных действий, а также для обеспечения безопасности других участников дорожного движения, включив светозвуковые сигнальные устройства. Только за 8 месяцев текущего года было задержано 5123 водителя, управлявших автотранспортным средством в нетрезвом состоянии, и 80 преступников, совершивших угоны и кражи автотранспортных средств. Практически все они были задержаны после преследования. На сегодняшний день за грубое нарушение ПДД 5296 водителей лишены права на управление транспортным средством.

Русалка и Посейдон - не участники дорожного движенияКоллектив EL Invest company, Алматы:
Сотрудники нашей компании обеспокоены тем, что по делу о похищении руководителя компании Эдгара САЛДУЗИ до сих пор нет ясности. Почему? И что нужно для того, чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки? И еще один вопрос: действительно ли раскрываемость преступлений, связанных с киднеппингом, в последние годы увеличилась?
- Сейчас по факту исчезновения бизнесмена Эдгара Салдузи проводятся оперативно-розыскные мероприятия. В интересах следствия данные по делу не разглашаются.
Что касается киднеппинга, то за последние два года в Алматы был зарегистрирован только один факт похищения ребенка: в прошлом году двое граждан Кыргызстана похитили 8-летнего школьника с целью получения выкупа - 60 тыс. долларов. В результате целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий в течение 5 часов преступники были задержаны, а мальчик, которого они перевозили в багажном чемодане, освобожден.
Особо отмечу: в 2010 году всего было зарегистрировано 12 фактов похищения людей против 14 в прошлом. Все они раскрыты. Как показывает практика, в основном они связаны с долгами потерпевших перед партнерами по бизнесу, и только в трех случаях похищения были совершены с целью завладения престижными иномарками. Все преступники задержаны и привлечены к уголовной ответственности.

Тамара ПРИХОДЬКО, Алматы:
Как вы предполагаете реорганизовать работу ДВД в связи с предстоящей реформой правоохранительных органов, которая предусматривает сокращение штатов на 15 процентов? Насколько я знаю, у вас и до реформы был недокомплект. Не отразится ли дефицит кадров на криминогенности нашего города?
- Будем работать не числом, а умением. Конечно, в первую очередь подлежат сокращению сотрудники служб обеспечения и технического обслуживания. А уже затем сокращение коснется оперативно-розыскных и следственных органов. В связи с реформой планируется не только сокращение численности полицейских, но также декриминализация и гуманизация уголовного законодательства, что позволит в целом снизить количество уголовных дел и упростить уголовное производство, расширив производство административное. Только в этом году 290 алматинских следователей расследовали свыше 12 тысяч уголовных дел.
Ожидаемая декриминализация позволит максимально разгрузить следователей и сосредоточить их усилия на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.
Кроме того, безусловно, будем продолжать техническое перевооружение. Сейчас на основных магистралях города установлено 14 фото- и видеоскоростемеров и 120 видеокамер. Уже сначала года с их помощью выявлено свыше 69 тыс. правонарушителей, с них взыскано около 259 млн. тенге штрафов. Это более трети всех выявленных правонарушений по линии дорожной полиции. Эффективность этой системы очевидна. Мы планируем в дальнейшем расширить систему видеотехнического контроля за дорожным движением и увеличить число фото- и видеорадаров до 500. В ближайшие годы весь город будет под прицелом видеокамер, что значительно облегчит работу дорожных полицейских и минимизирует человеческий фактор во взаимоотношениях с водителями. Кстати, в выходные дни я на гражданской автомашине объезжаю город - как в дневное, так и в ночное время проверяю работу своих подчиненных, особенно дорожных и патрульных полицейских. Иногда я сам выявляю отдельные нарушения с последующим принятием мер.

Русалка и Посейдон - не участники дорожного движенияВова, вопрос с сайта газеты “Время”:
Почему певец Нурлан АБДУЛЛИН ездит на затонированном Range Rover?
- Насколько я помню, тонировка с его автомашины по требованию наших сотрудников была снята еще в позапрошлом году возле городского акимата во время эстафеты олимпийского огня. Кстати, именно тогда проводилось широкомасштабное профилактическое мероприятие, и Нурлан Абдуллин был в числе первых, кто выполнил требование закона. Обратите внимание, в городе практически не осталось автомобилей с нестандартной неоновой подсветкой номеров и кузовов автомашин, со стробоскопами, тонировкой и ревущими глушителями-прямотоками! Все это запрещено законом. Любителям аэрографии напоминаю: художественная раскраска машин тоже противоречит требованиям по эксплуатации транспорта. И если на капоте вашего автомобиля красуется русалка, а на дверях - Посейдон, то это произведение искусства может быть экспонатом в музее, но никак не участником дорожного движения! Водителям таких автомашин необходимо привести транспортные средства в соответствие с техническими нормами, иначе к ним будут применяться предусмотренные административным законодательством меры. Отдельное спасибо тем жителям Алматы с активной позицией, которые сообщают обо всех нарушениях ПДД на телефон доверия и в дежурную часть ДВД.

Александр Захарович СЕМЕНОВ, Алматы:
Почему участковые не пресекают разбрасывание мусора? Речку Весновку недавно отремонтировали, сделали все для людей, но культуры-то как не было, так и нет - кругом семечки, плевки, бутылки, бумажки. И участковые никого за это не штрафуют. И еще. Пару лет назад, когда участковым повышали зарплаты и их статус, нам обещали, что своего участкового мы будем знать в лицо, они будут проводить сходы с жителями своего участка и прочее. Почему они по-прежнему остаются бойцами невидимого фронта?
- Сегодня в Алматы отмечается самая высокая нагрузка на участковых инспекторов полиции - 4 тысячи человек на одного участкового, хотя, по установленным нормам, эта нагрузка не должна превышать 3 тысяч человек. В связи с этим нами прорабатывается вопрос об увеличении штата алматинских участковых на 110 единиц. Безусловно, участковые не могут целыми днями ходить по улицам и следить за чистотой. Поэтому на очередной сессии маслихата города нами были внесены предложения о создании в Алматы специализированной экологической полиции в составе 75 полицейских, по 10 - в каждом районе. Именно они будут заниматься борьбой с мусором на улицах, со стихийной торговлей, с бомжами, попрошайками, с незаконной парковкой на тротуарах. И мы надеемся, что в результате наш город станет чище и красивее. С 23 августа до конца сентября всеми службами городами, в том числе и ДВД, проводится широкомасштабная акция “Чистый город”, в ходе которой полицейскими уже выявлено свыше 3 тысяч административных правонарушений, в том числе за выброс мусора и вывоз грязи на проезжую часть - 512, за превышение уровня содержания вредных веществ в выхлопах транспортных средств - 1150, за нарушение правил благоустройства города - 40.

Олег, стаж вождения 29 лет, Алматы:
Обязательно ли инспектора дорожной полиции должны вести видеофиксацию для доказательства правонарушения, связанного с непристегнутым ремнем безопасности? Ведь именно дорожная полиция должна доказывать, что водитель не пристегнут, а не наоборот. А суды целиком и полностью доверяют инспекторам и водителей штрафуют только на основании словесных показаний дорожных полицейских.
- В настоящее время в действующем законодательстве нет нормы, обязывающей полицейских фиксировать все административные правонарушения с помощью видеокамер. Сотрудник дорожной полиции наделен государством специальными полномочиями по контролю и обеспечению дорожной безопасности и, соответственно, правом выявлять правонарушителей на дороге. У суда нет оснований не доверять должностному лицу. Не забывайте, что в случае несогласия с инспектором водитель может обжаловать его действия. Чтобы сократить спорные ситуации такого рода, в следующем году мы планируем установить в 50 патрульных автомобилях дорожной полиции видеокамеры, которые будут снимать все, что происходит как в салоне служебной машины, так и снаружи.

Антикоррупция, вопрос с сайта газеты “Время”:
Действует ли мораторий на выдачу нарезного оружия? Можно ли для упрощения передать процедуру выдачи разрешения на нарезное оружие в районные управления внутренних дел?
- Моратория на выдачу разрешений по нарезному оружию пока нет. В соответствии с нормативными документами МВД выдача разрешений на хранение и ношение этого вида оружия в Казахстане является исключительной компетенцией ДВД. Это связано с тем, что нарезное оружие имеет наибольшую дальность действия и боеспособность и, естественно, наиболее опасно при применении. Вообще, на мой взгляд, надо сократить количество оружия на руках у охотников, иначе мы скоро останемся без животного мира. Еще одной из жизненно важных проблем остается доступность населению травматических пистолетов “Оса” и “Стражник”. Практика показывает, что этот вид оружия все чаще используется не для обороны, а для нападения - зачастую с серьезным ущербом здоровью. Поэтому мы рассматриваем вопрос об ограничении выдачи отдельных видов травматического оружия по примеру огнестрельного.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Каковы первые итоги действия Кодекса о здоровье населения, запрещающего курение в общественных местах?
- В связи с действием Кодекса о здоровье населения за истекший год наметилась тенденция сокращения случаев курения в общественных местах. Регулярные рейды по развлекательным заведениям показывают, что сегодня уже практически в 80 процентах ресторанов и кафе не курят вообще. Хотя еще в прошлом году для владельцев этих заведений желание клиента перевешивало даже перспективу заплатить серьезный штраф. За 8 месяцев 2010 года к административной ответственности за курение в общественных местах привлечено 1300 нарушителей, которые были оштрафованы на общую сумму более 1,5 млн. тенге.

SSS, 1, вопрос с сайта газеты “Время”:
На площади Республики возле монумента Независимости постоянно стоит новенькая машина дорожной полиции. Мне кажется, что с возложенными функциями наведения порядка возле монумента вполне справился бы пеший дорожный полицейский, а машина должна патрулировать улицы. С какой целью ежедневно и круглосуточно находится патрульный автомобиль по улице Шевченко между улицами Пушкина и Кунаева? Правомерно ли они останавливают и проверяют документы у водителей?
- На всех трех площадях города - Республики, Астаны и Валиханова - постоянно дежурят патрули дорожной полиции. Во-первых, в этих местах в вечернее время молодежь пытается устраивать гонки, что вызывает обоснованные жалобы жильцов близлежащих домов. Обратите внимание, с появлением постов дорожной полиции на площадях “авторалли” прекратились. Во-вторых, городские площади - место скопления большого количества людей, где чаще всего водители совершают правонарушения. Например, по выходным и праздничным дням возле монумента Независимости на площади Республики свадебные кортежи буквально перекрывают проезжую часть дороги. Мы обязаны это пресекать.

Стас, Алматы:
Какие новшества в ближайшее время ожидаются в плане разгрузки дорог и снижения аварийности? Будут ли строиться новые развязки? Почему обещанное с 1 декабря прошлого года одностороннее движение по улицам Джандосова и Сатпаева так и не открыто?
- В начале этого года аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ утвердил общегородскую программу “Об обеспечении дорожной безопасности и развитии дорожной инфраструктуры в городе Алматы на 2010-2013 годы”.
В соответствии с ней будет продолжена работа по строительству на наиболее загруженных участках автодорог еще 13 транспортных развязок, в основном по скоростным трассам: улице Саина, проспектам Аль-Фараби, Рыскулова, Райымбека и Кульджинскому тракту, а также по пробивке проспекта Абая, улиц Толе би, Момышулы, Утеген батыра, Тлендиева и др., чтобы разгрузить движение. В то же время, если вы заметили, сейчас в городе активно проводится расширение второстепенных дорог, за счет чего можно значительно снизить нагрузку на основные магистрали. Кроме того, мы расширяем сеть регулируемых вручную перекрестков. Если три года назад их было 80, то сейчас - около 130. Наша задача - разгрузить в утренние и вечерние часы пик дороги от заторов. Сейчас работаем над проектом строительства недорогих, компактных и удобных наземных пешеходных переходов. В городе 56 крупных перекрестков, где довольно интенсивное движение пешеходов, в связи с чем пешеходные и транспортные потоки нужно разделить. Что касается одностороннего движения по улицам Сатпаева и Джандосова, то еще в прошлом году нами был подготовлен проект организации движения по этим улицам. Но учитывая, что это требует значительных финансовых затрат из-за переноса коммуникаций, вопрос остается открытым. Организация одностороннего движения по Джандосова и Сатпаева позволит не только значительно упростить движение по утрам и вечерам в часы пик, но и решить проблему парковки автотранспорта. По нашим подсчетам, поездка от Манаса - Сатпаева до Саина - Шаляпина при скорости 60 км/ч и всех работающих светофорах будет занимать от 6 до 8 минут! Более того, всю правую полосу этих улиц можно будет оборудовать под автостоянки по примеру европейских стран, установить видеокамеры для безопасности и освободить, таким образом, дворы прилегающих жилых домов от припаркованных автомобилей.
Кроме того, считаю, что назрела необходимость значительно упростить систему оплаты штрафов за нарушение ПДД и сократить тем самым очереди в управлении дорожной полиции. В настоящее время нами прорабатывается вопрос о включении этих платежей отдельной графой в квитанции по оплате коммунальных услуг, а также о создании на официальном сайте ДВД рубрики по правонарушениям, выявленным с помощью фото- и видеофиксаторов, с указанием даты, времени и места совершения правонарушения. Водитель, получивший такую квитанцию, может ознакомиться с информацией о допущенном правонарушении и оплатить штраф через банк. В случае несогласия он может обратиться в УДП для разъяснений.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции По всем вопросам читателей, связанным с установкой светофоров, а также дорожных знаков на конкретных перекрестках, генерал-майор Тургумбаев пообещал незамедлительно принять меры.

Телефоны доверия ДВД Алматы:
263-36-36, 263-38-38, 254-40-41
Поделиться
Класснуть