10457

Кайрат КЕЛИМБЕТОВ: Мы пришиваем пуговицы

Кайрат КЕЛИМБЕТОВ: Мы пришиваем пуговицыЧто такое фонд национального благосостояния “Самрук-Казына” - свадебный генерал или приказчик в правительственной “лавке”? Чем конкретно занимается ФНБ и почему государству нельзя без него обойтись? Сколько зарабатывают люди, гордо именующие себя “операторами отечественной экономики”?
На эти и другие вопросы отвечает председатель правления АО “ФНБ “Самрук-Казына” Кайрат КЕЛИМБЕТОВ (на снимке).

- Многие нас любят называть “монстром”. Действительно, сегодня “Самрук-Казына” - это 400 компаний: дочерних, внучатых и иных различным образом аффилированных. Здесь можно выделить порядка десяти компаний, куда входят 90 процентов наших активов, - это прежде всего “Казмунайгаз”, “Казатомпром”, “Таукен-Самрук”, главные инфраструктурные компании страны: КТЖ, “Эйр-Астана”, KEGOC, “Самрук-Энерго”, “Казахтелеком”. Плюс финансовые институты - Банк развития Казахстана, инвестиционный фонд “Казына капитал менеджмент”, Фонд недвижимости и наши доли в пяти крупнейших банках второго уровня - Казкоммерцбанке, Народном, БТА, Альянсе и Темiре.

- Звучит внушительно. А какую конкретную пользу вся эта империя приносит стране?
- Ну, во-первых, “Самрук-Казына” - крупнейший в стране налогоплательщик. По итогам 2009 года мы перечислили в казну около трех миллиардов долларов, или пятую часть всех налоговых поступлений. Наш уставный капитал порядка 25 млрд. долларов, что составляет примерно четверть всего ВВП страны. Добавьте сюда все активы, которые находятся под нашим управлением, - это свыше 70 процентов ВВП.

- И вся эта махина существует только для того, чтобы подпитывать казну?
- Нет, конечно! В этом году по итогам шести месяцев наши компании принесли около 200 млрд. тенге консолидированной прибыли.

- Кому принесли?
- Что значит “кому”? Государству, разумеется. Ведь мы по поручению президента управляем крупнейшими государственными активами. Основная наша задача - управлять ими правильно и выполнять те поручения, которые дает наш акционер - правительство. Сегодня нам поручены три главные функции: первая - улучшение качества корпоративного управления (т. е. повышение стоимости наших компаний), вторая - антикризисная функция, третья - диверсификационная (создание новых секторов экономики). Есть три цифры, которые демонстрируют конкретную пользу, приносимую нами стране. Это цифры “9”, “11” и “13” млрд. долларов, которыми мы гордимся. В 2008 году глава государства распорядился выделить на преодоление кризиса 10 млрд. долларов, 9 из них - “Сам­рук-Казына”. Самое главное - нам удалось беспрецедентно быстро, эффективно и прозрачно доставить эти деньги в экономику.

- А сколько из этих денег было, скажем так, потрачено неэффективно?
- После 14 проверок, проведенных специальной рабочей группой из представителей контролирующих органов, выяснилось: объем нарушений составил 0,04 процента. Вот наш ответ тем, кто сомневается в эффективности “Самрук-Казына”.

- Хорошо, к вопросу об эффективности мы еще вернемся. Продолжайте.
- Вторая цифра - 11 млрд. долларов. На эту сумму “полегчает” внешний долг казахстанских банков. Мы стали акционерами пяти банков, по трем из них - БТА, Альянсу и Темiру - переговоры с кредиторами прошли успешно, они получили определенный процент возврата своих средств. С другой стороны, с банков было списано свыше 11 млрд. долларов долгов.
И, наконец, третья цифра: с 2009 года из Китая под гарантии “Самрук-Казына” привлечено более 13 млрд. долларов кредитных линий. Это стало возможным благодаря личным договоренностям президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА с китайским руководством. Для сравнения: в годы, предшествующие кризису, объем всех кредитов по институтам развития из Китая не превышал 100 млн. долларов.

- Миллиарды прибылей и инвестиций - это, конечно, замечательно. Но что несут управляемые вами национальные компании простым казахстанцам? Иными словами, какова социальная цена ваших титанических управленческих усилий?
- Начну с того, что я всегда подчеркиваю: нацкомпании - это квазичастные структуры, то есть они работают на принципах частного корпоративного управления. Но будучи собственностью государства, нацкомпании субсидируют те или иные социально значимые отрасли экономики. Например, “Казахтелеком” много вкладывает в телефонизацию села, КТЖ субсидирует пассажирские перевозки…

- Да? Тогда объясните, почему нынешним летом практически на все популярные внутриказахстанские маршруты билетов было не достать?
- А вы полагаете, что с появлением фонда “Самрук-Казына” все проблемы должны были решиться в одночасье? Так не бывает! Такие наши компании, как КТЖ, Казпочта, “Казахтелеком”, работают напрямую с населением, а значит, нарекания неизбежны. Сейчас перед этими компаниями ставится задача удовлетворять запросы клиентов. Та же КТЖ много делает для того, чтобы стать самодостаточной. Строятся новые дороги (Хоргос - Жетыген, Узень - граница Туркменистана), электрифицируются действующие участки железных дорог, повышается скоростной режим. Задача борьбы с дефицитом билетов и безбилетными пассажирами перед КТЖ поставлена, и в ближайшее время руководство компании отчитается о ее выполнении.

- Знаете что, Кайрат Нематович, я вам искренне сочувствую. Ведь вы с вашим ФНБ прямо-таки и жнец, и швец, и на дуде игрец. Банки спасаете, инвестиции привлекаете, с безбилетниками боретесь… Получается, что “Самрук-Казына” - некое правительство в правительстве?
- О “правительстве в правительстве” слышу часто. На мой взгляд, об этом говорят именно те, кто опасается прозрачности нацкомпаний и институтов развития. Наш фонд - наиболее прозрачный механизм, позволяющий вытащить на свет все скелеты из шкафа. Ведь мы напрямую работаем с нашими членами совета директоров - министрами экономики, финансов, нефти и газа, индустрии и новых технологий. Мы выполняем конкретные поручения правительства по управлению нацкомпаниями. В то же время мы считаем, что именно опора на стратегические компании фонда, их традиционная специализация - фундамент будущей экономики нашей страны. И наша задача - их на это нацелить.

- Вы хотите сказать, что являетесь эдаким приказчиком в правительственной “лавке”?
- Хм, интересное сравнение… Наверное, это правильно. Мы пришиваем пуговицы к костюму, скроенному правительством. Недавние проблемы, возникшие у многих частных банков, - следствие в том числе “размывания” ответственности их руководства, когда правление банков действовало зачастую вопреки совету директоров. А ведь до кризиса все мы непоколебимо верили в их “корпоративную святость”.
Мы четко исполняем конкретные программы и стратегии, разработанные правитель­ством. На роль “закройщика” мы не претендуем. Каждый должен заниматься своим делом в соответствии с определенным мандатом.

- Допустим… Тогда расскажите, много ли “пуговиц” вы пришили? Каждый год статистика демонстрирует нам рост ВВП, инвестиций, производства. А на деле практически никаких новых производ­ственных мощностей, сопоставимых с построенными в советское время, в Казах-стане не появилось…
- Здесь вы не правы. Мы показали хорошие темпы восстановления экономики, которая с 2000 по 2007 год росла десятипроцентными темпами. Но чтобы достичь видимых результатов, как тот же Китай, надо расти такими темпами лет тридцать - тогда будет результат. К слову, в 2008 году по сравнению с 2000-м мы впервые достигли удвоения ВВП - об этом вы знаете? А насчет сравнения с советскими временами… Тогда не разрабатывались крупнейшие нефтяные месторождения Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. Сегодня благодаря им мы подходим к тому, чтобы стать крупнейшим игроком на мировом рынке нефти. Сегодня мы серьезный поставщик муки, зерна, уранового сырья.
О ближайших перспективах всей экономики говорить не буду - только о тех, за которые отвечает “Самрук-Казына”. Во-первых, будут модернизированы три нефтеперерабатывающих завода - в Шымкенте, Павлодаре и Атырау. Каждый из этих трех проектов будет стоить более миллиарда долларов. Будет построен крупный газохимический комплекс в Атырау стоимостью примерно 4-6 млрд. долларов, битумный завод в Актау, газопровод с запада на юг Казахстана, будут соединены энерголинии Северного и Южного Казахстана, закладывается строительство Балхашской ТЭС, строится Мойнакская ГЭС, будут модернизированы Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Сейчас мы уже запустили совместно с ENRC первую очередь Павлодарского электролизного завода, работаем над запуском новых мощностей ССГПО, разрабатываем крупнейшее месторождение меди в Павлодарской области и будем строить совместно с “Казахмысом” горно-обогатительный комбинат, скоро начнем строить большой металлургический комбинат в Актобе. Это крупнейшие проекты. Все они и многие другие профинансированы нашими институтами развития и прежде всего - Банком развития Казахстана.
Вот вам только две цифры: за последние пять лет в обрабатывающую (не сырьевую, подчеркиваю!) промышленность инвестировано 3 млрд. долларов. 40 процентов этой суммы предоставлено Банком развития Казахстана. А в кредитном портфеле банков второго уровня обрабатывающая промышленность занимает не более 10 процентов. Чувствуете разницу?

- Красиво излагаете, Кайрат Нематович! А давайте-ка вспомним историю о том, как тот же БРК финансировал строительство Илийского картонно-бумажного комбината (ИКБК), о котором не раз писала газета “Время”. Банк еще пытался судиться с редакцией, иск громадный выкатил. И где новое оборудование? Где государственные деньги - десятки миллионов долларов? И не постигнет ли другие эпохальные проекты Фонда национального благосостояния та же участь?
- Да, у нас были споры с вашим изданием и другими газетами. И, на мой взгляд, БРК, “выкатывая”, как вы выразились, иск “Времени”, действовал совершенно правильно - он защищал деловую репутацию института развития. А репутация БРК - вопрос государственной важности. Ведь только иностранных инвестиций мы с помощью этого банка привлекли на 8 млрд. долларов…

- Вы опять пытаетесь произвести на меня впечатление астрономическими цифрами. Но речь-то о другом - кто теперь ответит за государственные деньги?
- К этому заемщику у нас с самого начала были вопросы об эффективности использования средств, выделенных Инвестиционным фондом и БРК. Есть специально обученные люди в правоохранительных органах, которые занимались этим недобросовестным заемщиком, дело передано в суд (судебные слушания по обвинениям против главы ИКБК Болатбека ЕСЕНБАЕВА начались 28 сентября. - Ред.). Но это не повод подвергать сомнению репутацию всего банка, в котором работают сотни людей.

- Вы хотите сказать, что этот случай из разряда досадных издер-жек: лес рубят - щепки летят?
- Да, щепки летят, но лес рубят качественно. Сегодня БРК одновременно финансирует два проекта стоимостью более миллиарда долларов каждый - нефтеперерабатывающий завод и газохимический комплекс. Поверьте мне, это беспрецедентный случай в истории всей казахстанской банковской системы. И контроль за такими средствами нешуточный. Последние два года Счетный комитет буквально жил в фонде “Самрук-Казына”, Генпрокуратура проводит надзорные проверки ежемесячно. Мы создали дочернюю компанию “СК-контракт”, отслеживающую прозрачность пресловутых госзакупок, подписали соглашение о совместной деятельности с финполом. Поверьте: все компетентные органы и пресса - наши естественные союзники!

- Не могу не спросить о вашем самом известном заместителе Тимуре КУЛИБАЕВЕ. Как вам с ним работается? Нелегко, наверное, иметь в замах человека с такой фамилией?
- Как бы это банально ни звучало, но по-скольку наш фонд создан указом главы государства, постольку все его руководители - члены команды президента. Причем управленческий актив фонда - не один и не два человека, а трехуровневая система. Первый уровень - совет директоров: десять человек во главе с премьер-министром. Туда же входят министры, которых я вам перечислил, а также председатель правления. Есть еще три независимых директора - Ричард ЭВАНС, Александр МИРЧЕВ и Гульжан МОЛДАЖАНОВА. Это очень квалифицированные люди, руководившие крупными транснациональными корпорациями. Совет директоров назначает правление, куда помимо меня входят два моих заместителя - Тимур Кулибаев и Арман ДУНАЕВ. Тимура Аскаровича я считаю одним из крупнейших специалистов в сфере инвестиций и корпоративного управления. Он фактически создавал такую мощную государственную компанию, как “Казмунайгаз”, хорошо знает другие отрасли экономики Казахстана. Так что о плюсах работы с таким профессионалом, думаю, говорить излишне.
Арман Дунаев - блестящий финансист. Вопросами инвестиций у нас занимается Айдан КАРИБЖАНОВ, институтами развития и жилищными институтами - Кайрат АЙТЕКЕНОВ. Третий уровень управления - руководители нацкомпаний и институтов развития.

- Кстати, о жилье. В адрес “Самрук-Казына” было выпущено немало критических стрел по поводу дофинансирования долевого строительства. У вас есть что ответить критикам?
- Разумеется. Помните, еще несколько лет назад каждый, у кого заводились деньги, стремился построить многоэтажки - и не только в Алматы и Астане. В итоге мы получили около 60 тысяч проблемных дольщиков. Вообще-то в странах со “старорыночной” экономикой дольщики остаются один на один со своими проблемами: люди рисковали, вкладывая свои деньги, и знали, на что идут. Но президент пошел на беспрецедентный шаг, объявив лозунг “каждому дольщику - по квартире”. А поскольку мы получили деньги из Национального фонда и должны были вернуть их туда, постольку мы финансировали только коммерчески привлекательные объекты. В итоге мы сделали главное: не дали рухнуть рынку жилья. И выделили девелоперам кредиты на достройку объектов, несмотря на риски, на которые не пошел бы ни один коммерческий банк. И мы гордимся тем, что к концу 2011 года решим проблему почти 20 тысяч дольщиков, то есть 20 тысяч семей благодаря нашей программе вселятся в новые квартиры. Это первое.
Второе. Часть профинансированных нами девелоперов расплачивается с фондом квартирами. В результате мы получим от 5 до 10 тысяч квартир, которые предоставим на условиях аренды молодым семьям и семьям бюджетников. Разве это не весомый вклад в решение жилищной проблемы по всей стране? Кроме того, субсидируя ипотечные кредиты, мы на треть уменьшили кредитное бремя для 30 тысяч семей. Вот, так сказать, наш ответ Чемберлену. Не говоря уже о том, что мы сняли (или почти сняли) социальную напряженность, которую потенциально несут проблемные дольщики и ипотечники. Вопросы с несколькими оставшимися проблемными объектами в обеих столицах мы решаем с помощью фонда “СК-недвижимость” и Фонда стрессовых активов. То есть поручение президента - не забыть ни одного дольщика - практически выполнено.

- Боюсь, и в Алматы, и в Астане найдется немало дольщиков, не готовых разделить ваш оптимизм. Особенно после того, как вы заявили, что ежегодно тратите 100 млн. долларов на развитие спорта. Зачем вам это? Деньги некуда девать? Или спорт - “общественная нагрузка”, от которой не отвертишься?
- Не общественная нагрузка, а поручение президента нацхолдингу: помогать спорту высших достижений. Вообще-то мы такая же государственная “заначка”, как Национальный фонд. С той лишь разницей, что Нацфонд предназначен для будущих поколений, а фонд “Самрук-Казына” просто обязан помогать поколению нынешнему. В том числе в развитии спорта. Возьмите тот же российский Татарстан, где крупные госкомпании активно финансируют спорт. И сегодня казанский футбольный клуб “Рубин” - чемпион России, хоккейный “Ак-Барс” тоже на первых ролях. Благодаря этому бренд “Татарстан” гремит далеко за пределами России. Вот и мы стремимся к этому. Сегодня наша велокоманда “Астана” дважды победитель престижной гонки в мире “Тур де Франс”, а Александра ВИНОКУРОВА за рубежом знают лучше, чем тех же функционеров нашего фонда. И это нормально. Мы взяли “Астану”, когда после первых триумфов эта велоконюшня переживала не лучшие времена: от нее отвернулись многие спонсоры, лидеры команды были на грани ухода. А сегодня это одна из сильнейших велодружин в мире. Перед нами ставилась задача - создать своего рода визитную карточку Казахстана. И мы ее выполнили.
А ведь кроме этого мы финансируем наш лучший хоккейный клуб “Барыс”, футбольный “Локомотив”, федерации бокса, тяжелой атлетики, волейбола, водного поло, думаем помогать баскетболу.

- Послушайте, но это же колоссальные расходы!
- Разумеется. На один только “Барыс” уходит 27 миллионов долларов в год (что на фоне других клубов Континентальной хоккейной лиги совсем немного). Но мы рассчитываем, что наши спортивные активы со временем принесут отдачу. Ведь они способствуют узнаваемости страны в мире, а узнаваемость, в свою очередь, - гарант новых инвестиционных потоков в нашу экономику. Кстати, те же трансляции этапов “Тур де Франс” собирают у телеканалов до миллиарда зрителей. Разве это не стоит серьезных вложений? Так что спорт - это большая политика в любом государстве, на которой не нужно экономить.

Виктор ВЕРК, e-mаil:
verk@time.kz

Играем блиц

- Довольны ли вы уровнем демократии в Казахстане?
- Да.

- А уровнем своей зар-платы?
- Нет.

- Согласны ли вы с тем, что каждая страна заслуживает того правитель­ства, которое имеет?
- Да.

- Заслуживает ли Казахстан свое нынешнее правительство?
- (После небольшой паузы.) Да.

- Может ли сегодня страна обойтись без неф­ти?
- Нет.

- А без парламента?
- Нет.

- Готовы ли вы уйти с госслужбы в бизнес?
- Да.

- А в оппозицию?
- Нет.

Поделиться
Класснуть