9008

Здравствуйте, я ваша мама!

Здравствуйте, я ваша мама!Пока Москва решает, что делать с церетелевским Петром I, у нас разворачиваются свои монументальные битвы. В ближайшем будущем в Алматы напротив парка имени Первого президента Казахстана должен появиться мемориальный комплекс “Аналарға мәнгілік тағзым” (“Вечное преклонение перед матерями”). Уже подведены итоги городского конкурса, и теперь дело за республиканской госкомиссией. Впрочем, творческий конкурс не был бы творческим, если бы обошелся без скандала: некоторые художники считают утвержденный городской комиссией эскиз надругательством над всеми прекрасными чувствами сразу.

Изначально идея создания памятника материн­ству принадлежит общественному фонду “Ана”, руководит которым Дарежан БАЗАРБАЕВА. Фонд нашел поддержку в Алматинском акимате и Министерстве культуры. Под мемориал отведен участок в сквере на проспекте Аль-Фараби, а средства, по утверждению Дарежан Тулепбаевны, собрали частные инвесторы - дело-то благородное. Акимат организовал конкурс, а для отбора проектов был собран представительный комитет, в который вошли председатель Союза дизайнеров РК Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, глава республиканского Союза архитекторов Акмурза РУСТЕМБЕКОВ, искусствовед Камилла ЛИ, скульптор Нурлан ДАЛБАЙ...
Правда, многие скульпторы жалуются, что творческое состязание прошло по-партизански и они о нем ничего не знали вплоть до подведения итогов. Итоги, в свою очередь, сделали некоторым мастерам мучительно больно. Так, известный художник и скульптор Аскар ЕСДАУЛЕТОВ, увидев эскиз победителя городского конкурса, не смог сдержать волнения и теперь стучится во все инстанции, чтобы заблокировать продвижение проекта:
- Во-первых, утвержденный эскиз не имеет ничего общего с требованиями, указанными в конкурсной документации. Там шла речь о мемориальном комплексе, а победил одиночный памятник, совершенно не вписывающийся в контекст задания. То есть задачу ставили одну, а выигрывает тот, кто сделал совсем другое. Во-вторых, какой это монумент материнству, если там стоит одна женщина? Где ребенок, если мы говорим о материнстве? Он выглядит как памятник какой-то конкретной женщине. А монументальная скульптура должна читаться со ста метров, чтобы было понятно, к чему ее поставили.

Мнение Аскара разделяет и известный мастер концептуальной скульптуры Молдакул НАРЫМБЕТОВ:
- Это ужасная скульптура. Стоит какая-то грубая фигура... Она даже не на женщину похожа, а на солдата! Разве можно так издеваться над матерями?!
Члены комиссии, утвердившей эскиз, понятное дело, придерживаются другой точки зрения. Правда, Нурлан Далбай не был расположен к творческой дискуссии и просто бросил трубку со словами “до свидания”. Зато фигуру “не женщины, а солдата”, что интересно, одобряют обе представительницы прекрасного пола, причастные к созданию монумента.
- Нельзя воспринимать женщину только как аппарат по воспроизводству потомства, - говорит Камилла Ли. - Поэтому идея “мадонны с младенцем” была отвергнута единогласно. Очень много литературщины в таких памятниках и очень мало образности. А образ - самое главное. Никто не хотел скатываться до бытового примитивизма. Поэтому комиссия проголосовала за изваяние женщины без ребенка. Сильное, образное, с неким внутренним стержнем. Правда, мы сделали достаточно серьезные замечания по пластике, и автор работает в этом направлении. Вы же сами знаете, какая у нас ситуация с памятниками - на бумаге выглядит вроде бы ничего, но потом все делается очень быстро, никто не отслеживает промежуточные этапы, появляются большие огрехи: анатомические, пространственные, инструментальные. Мы же выделим отдельного представителя, который будет постоянно следить за проектом.
- Если бы противники нашего памятника лучше знали казахскую культуру, у них не возникло бы вопросов, - вторит искусствоведу Дарежан Базарбаева. - Дело в том, что на голове у фигуры женщины головной убор каркара. Его носили женщины, имеющие нескольких детей. А в руках у изваяния будет орамал (полотенце), которое было отличительным признаком матерей, недавно вышедших замуж и родивших одного ребенка. То есть мы показываем преемственность поколений, культуру собственного народа.

Очень убедительно. Правда, есть одна деталь - в Астану на рассмотрение республиканской комиссии уехали два эскиза. Один - победитель, а другой для, так сказать, демократии. Но оба - одного автора. Имя счастливчика во избежание недоразумений не разглашается, хотя, по нашим данным, это ответственное лицо Союза художников РК.
- Мне без разницы, кто победил, если бы победил нормальный проект, - говорит Есдаулетов. - Говорить, что все дело в головном уборе, - это полный идиотизм. Надо тогда было делать конкурс памятников головному убору. Мы же не для себя работаем! Какой иностранец поймет, о чем речь? Для себя мы можем возле тумбочки поставить и друзьям рассказывать, как раньше было. Лучше бы хороший шаблон поставили, чем такое уродство. Стоит женщина в головном уборе - и это символ материнства. Нормально, да?
Аскар прилагает все усилия, чтобы утвержденный в городе проект не прошел Астану. Городская комиссия, соответственно, - чтобы прошел. Если не пройдет, снова будет объявлен конкурс. Между тем неподалеку от “Аналарға мәнгілік тағзым” будет установлен еще один памятник - легендарному ученому-историку Мухаммеду Хайдар дулати. Вокруг него пока не разгорается скандал - то ли потому, что всем без разницы, как он будет выглядеть, то ли размеры (во всех смыслах) не те.

P.S. - Как вы относитесь к тому, что памятник материнству будет без неизменного атрибута, то есть ребенка? - спросил я известного скульптора, лауреата премии “Тарлан” Аскара ЕСЕНБАЕВА.
- А может, подразумевается, что женщина недавно забеременела? - предположил Есенбаев.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть