7042

Анау-Мынау о Текущем Моменте

Сергей КОЗЛОВ, журналист
Принцип инкогнито
Конечно, не все чиновники и работники социальных служб - взяточники и хамы. Но, к сожалению, слишком многие. Об этом мы судим и по своему опыту, и по опыту наших читателей, которые повсеместно жалуются и на хамство, и на вымогательство, и на волокиту, и на непрофессионализм в самых различных ведомствах.

Причем биться приходится с некой “гидрой” - безликой чиновничьей массой, бесчисленным числом неизвестных народу служащих, занимающих большие и маленькие должности в самых различных государ­ственных органах. В случае чего - не с кого спросить за волокиту, не на кого пожаловаться в вышестоящую инстанцию. Наши госслужащие жестко придерживаются своеобразного “профессионального кодекса” - категорически не называть себя ни при каких обстоятельствах. По­пробуйте в разговоре по телефону или даже при личном контакте узнать фамилию и должность чиновника. Вряд ли это у вас получится. И это невзирая на то, что в дей­ствующем законе о госслужбе прямо прописана персональная ответственность госслужащего за свою работу с людьми.
Выходит, что чиновники боятся огласки своих дей­ствий. Этого “принципа инкогнито” жестко придерживаются буквально на всех уровнях - касается ли дело чисто бытовых, элементарных вопросов или же речь идет о гораздо более серьезных проблемах.
В одном из домов пропал газ, поведала нам на днях коллега из Астаны, журналистка Елена Сапига. Решила она выяснить, в чем дело. Набрала 051 - номер экст­ренной службы спасения - и объяснилась. Но служба городского акимата отбилась просто и элементарно: это не наше дело, ищите жильцов соседней квартиры, где, “по нашим сведениям”, была утечка газа, из-за чего все жильцы подъезда и лишены этого блага цивилизации.

“Во второй раз мне предложили уяснить (при условии, если я грамотная женщина, конечно), что в квартиру без санкции прокурора попасть невозможно, - пишет Елена, - звоню в “Газкызмет” и аварийную службу. Как могу, сотрясаю звонками всю столичную газовую отрасль. Представлялась, обозначала проблему и выслушивала самые разнообразные ответы. Но вот в чем парадокс. Нигде никто не считал нужным назвать свою фамилию. Даже в службе акимата (051), охотно поделившейся со мной фамилиями двух начальников газовой службы, отказались со мной познакомиться. Наотрез. Почему же я не имею права знать, с кем разговариваю?”
По одному из телефонов газовой службы некая дама, естественно, скрывшая свое имя, заверила звонившую, что в искомой квартире никакой утечки нет, а соседи - просто неплательщики. А в абонентском отделе объяснили, что версия о неплательщиках - это фантазии бухгалтерии, которая не знает, что говорит, и ситуацией не владеет.
Так в подъезде газ и не появился. Вы скажете, что это нетипичный случай? Не скажете. Очень даже типичный.
Уже неоднократно обсуждалась тема “бейджа для чиновника”, когда все ответственные за работу с гражданами служащие обязаны носить на груди именные таблички с ясно указанными именами и должностями.
Знать имена ответственных чиновников мы должны не только тогда, когда ведем борьбу за газ и другие достижения цивилизации, но и, к примеру, когда принимаются поправки в законы и другие нормативные документы, регулирующие нашу с вами жизнь. Ведь у нас, если опять инициируют, например, очередной законопроект о СМИ с соответствующими драконовскими дополнениями, то никто и не узнает персональных инициаторов этого безобразия. А почему? Ведь за каждым таким актом стоит чье-то чиновничье имя, которое так тщательно скрывается.
Видать, боятся, что когда-нибудь придется отвечать...

Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ
От Нобеля до “шнобеля”
На обзорной сессии по человеческому измерению ОБСЕ в Варшаве выступали делегаты от Казахстана, составлявшие две несмешиваемые группы. Представители независимых НПО, оппозиционных партий и критически настроенных СМИ разоблачали нарушения Астаной взятых ею обязательств страны - председателя ОБСЕ. Представители же официальных структур разоблачали первых как очернителей светлого облика первого в мировой истории неевропейского государства, которому доверили возглавлять общеевропейскую организацию.

Сверх того варшавскую сессию увенчал грандиозный скандал вокруг попыток казахстанских властей запретить отечественным и международным правозащитным организациям проводить в Астане 29-30 ноября параллельный саммит, альтернативный официозному саммиту глав государств 1-2 декабря.
Организаторы альтернативного мероприятия забронировали отель и конференц-зал, и аккурат к началу того заседания варшавской сессии, на которой “альтернативщики” презентовали свой проект, из Астаны пришло известие об аннулировании брони владельцами гостиницы.
В ходе возникшей по этому поводу дискуссии деятели нашего МИДа во главе с послом по особым поручениям Мадиной Джарбусыновой предложили “альтернативщикам” либо включаться в работу специального форума НПО, назначенного на 25-26 ноября (чтобы не задерживались в Астане до начала большого форума), либо собираться в любом другом городе Казахстана, кроме новой столицы, но только параллельному саммиту впритык к основному не бывать, хоть на голову встаньте!
В одной из своих колонок я предложил правозащитникам мира собраться в Алматы или Усть-Каменогорске, где сидит Евгений Жовтис, во время астанинского саммита. Выходит, мою идею восприняли вполне серьёзно, но и противодействие ей началось нешуточное, хотя оно и выглядит в глазах делегатов из Европы и Америки более чем гротескно.

Ну в самом деле, чего боимся? Неужели заезд в Астану глав правительств 56 стран и одновременно 70 руководителей международных правозащитных НПО и впрямь парализует астанинскую логистику? Или параллельный саммит отвлечёт внимание журналистов, приехавших освещать основной саммит? А может быть, язык не поворачивается вымолвить такую дикую гипотезу (!) - страна - председатель ОБСЕ смертельно боится критики в свой адрес, которая неизбежно прозвучит на параллельном саммите?
Но ведь и критику можно предотвращать по-разному - не накидыванием платка на роток критиканам, а выбиванием из их рук критических козырей по существу дела. Например, можно поближе к саммитам освободить из заключения Евгения Жовтиса и Рамазана Есергепова (последний в своей таразской колонии получил в конце сентября пятый по счету отказ в условно-досрочном освобождении). Ведь смогли же накануне варшавской сессии выпустить на УДО третьего “резонансного зэка” из этого списка - уральского журналиста и писателя Алпамыса Бектурганова.
...В пятницу, 8 октября, комитет норвежского парламента объявил о награждении Нобелевской премией мира за 2010 год китайского правозащитника Лю Сяобо, осуждённого на 11 лет тюрьмы за написание “Хартии-2008” с призывами к многопартийности и свободе слова. Колоссальную значимость этого бесстрашного жеста парламентариев свободной маленькой страны, не убоявшихся бросить вызов тоталитарным правителям 1,5-миллиардного исполина с его растущим ВВП и ползучей экспансией, нам всем ещё предстоит осмыслить и оценить.
А вот чиновников Акорды, заточившихся лечь костьми, но не допустить проведения в Астане параллельного саммита правозащитников, лично я бы наградил так называемой Шнобелевской премией, которую присуждают за самые бесполезные и бессмысленные достижения.

Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “АЗАТ”
Большое дело маленькой страны
Итак, в соседней Киргизии завершились парламентские выборы. Пять партий вошли в состав Жогорку кенеш, и теперь в соответствии с принятой на недавнем референдуме новой Конституцией они будут сообща определять пути дальнейшего развития этой доселе мятежной страны.

Даже самые ярые критики Бишкека вынуждены признать честность и транспарентность прошедшего всенародного плебисцита. Это фактическое отсутствие административного ресурса, равные возможности для ведения предвыборной агитации, паритетный допуск к национальным СМИ, прямые теледебаты, включение представителей партий в составы избирательных комиссий.
Не хочу идеализировать ситуацию у соседей. Конечно, там проявились и рефлексы недавнего тоталитарного прошлого, когда правящая партия могла использовать свое властное преимущество. Казахская пословица гласит: “Батпандап кірген нəрсе мысқалдап шығады” (“То, что входило тоннами, выходит граммами”). Черный PR в отношении конкурентов также имел место.
Но этот малый негатив в конечном итоге не оказал решающего влияния на ход избирательной кампании и итоги подсчета голосования. И примечательно, что после факта вброса нескольких бюллетеней в урну в Джалал-Абаде прокуратура тут же возбудила уголовные дела. Представьте, сколько “нуротановских” членов избиркомов оказалось бы при наших грязных выборах за решеткой. Может, нам на время выборов рекрутировать киргизских прокуроров?
Киргизский народ своими руками создал свой парламент. И теперь ему пожинать плоды своего выбора. Если этот парламент не оправдает доверия избирателей, то у них есть возможность на следующих выборах сделать более придирчивый отбор партий.
Можно сказать, что 10 октября завершился целый этап в истории нашего соседа: закончилась бесславная эпоха суперпрезидентской формы правления. Бесконтрольные Акаев и Бакиев оказались заложниками созданного ими режима личной власти. По сути, в этот день в Бишкеке родилась новая форма правления. После тяжелых и трагических испытаний, гражданской войны, унесшей жизни десятков невинных граждан, наши соседи сделали свой политический выбор в пользу парламентской республики.

Геополитическое значение этого события в том, что подобное фактически впервые произошло на постсовет­ском пространстве. И, видимо, поэтому ряд лидеров стран СНГ, не желая создания прецедента на возглавляемых супер­президентами пространствах, достаточно нервно отреагировали на киргизское ноу-хау. Свидетельством тому не только их публичные высказывания, но и серия тенденциозных программ на госТВ ряда стран, в которых не просто критиковали тех или иных неугодных бишкек­ских политиков, но самое главное - подвергали обструкции избранный ими парламентский путь развития.
Но (и с этим согласятся даже самые ярые противники молодой киргизской демократии!) произошло важное: маленький киргизский народ сделал большое дело! Миф о неспособности народа демократическим путем избрать собственную власть развеялся, как дымок в предгорьях Алатоо после восхода солнца.
И это произошло в стране, раздираемой внутренними противоречиями объективного и субъективного характера. Где нет нефти и газа, алюминия и хрома.
Но есть плеяда реальных политиков и возглавляемых ими сил, которые пошли на такое реформирование политической системы и на такие беспрецедентные выборы. Главное - есть политическая воля правящей элиты демо­кратично и на конкурентной основе решать насущные проблемы общества.
Чего нет в других странах постсоветского пространства. Включая богатых, состоятельных и смотрящих свысока на соседей-киргизов.
Поделиться
Класснуть