6942

Чужие здесь не ходят

Чужие здесь не ходятНа прошлой неделе в Алматы прошел “круглый стол” под довольно интересным названием “Гражданский Форсайт: взгляд в будущее”, где обсуждались текущее состояние и перспективы развития гражданского общества в Казахстане.

Парадокс состоит в том, что чем больше власти говорят о том, что институты гражданского общества в нашей республике растут как грибы, тем сильнее сокращается сфера свободных гражданских инициатив. Между тем, согласно принятой несколько лет назад государственной концепции развития гражданского общества в республике на 2006-2011 годы, уже со следующего года изменения должны были стать системными и необратимыми. Но существуют определенные сомнения по поводу искреннего желания государства иметь дееспособное гражданское общество под боком. Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Например, в упомянутой концепции вообще не делается акцент на развитии институтов местного самоуправления, которые во многих странах являлись первыми кирпичиками в здании гражданского общества. Попытки принять отдельный закон “О местном самоуправлении” предпринимались неоднократно. Проект закона несколько раз вносился правительством в парламент, но всякий раз отзывался, так как не соответствовал международным стандартам как в части бюджетной децентрализации, так и в реализации гражданами своих прав на участие в управлении. По мнению некоторых экспертов, сложность принятия данного закона заключается и в том, что для этого необходимо будет внести серьезные изменения в бюджетную и налоговую системы страны. Хотя основным препятствием все-таки является наличие политической установки - власти не хотят делить с кем бы то ни было свои полномочия и тем более бюджеты даже на низовом уровне управления.
Власти делят всех участников социально-экономической и политической жизни в Казахстане на “своих” и “чужих”. “Свои” политические партии легко получают регистрацию и шанс попасть в парламент. Тогда как “чужие” партийные структуры оказываются на позиции аутсайдеров, сталкиваясь с большим количеством препятствий. “Свои” СМИ быстро приобретают радиочастоты, телевизионный эфир и свидетельства о регистрации, чтобы осваивать государственные финансы в рамках социального заказа. “Чужие” mass-media каждый день борются за выживание. Существенной проблемой также является процесс искусственного деления казахстанских НПО на “своих” и “чужих”. Чиновники пытаются направить их деятельность только в те сферы, которые не связаны с активной политической деятельностью, загоняя гражданское общество в прокрустово ложе своих страхов. В результате было выделено всего девять сфер, где НПО могли бы проявлять активность и получать финансирование со стороны государства: образование, медицина, культура, экология, демография, защита прав работников в части охраны труда на промышленных предприятиях, доступ к качественной питьевой воде, инфраструктура села, языковая политика и развитие национальных культур народов Казахстана. Интересно, что в эти сферы не попала, например, правозащитная деятельность.

В любом случае, власти четко указали НПО их место и дали ясно понять, что финансирование получат только те из них, кто примет установленные правила игры. При этом была озвучена сумма в один миллиард тенге, которая к 2011 году должна быть потрачена из государственного бюджета на неправительственный сектор и поддержку СМИ. Вроде бы сумма довольно внушительная, особенно на фоне тех денег, которые государство раньше тратило на поддержку неправительственного сектора. Но, с другой стороны, из этого миллиарда 500 миллионов тенге были направлены не на многочисленные социальные проекты, которых немало в разных регионах Казахстана, а на разъяснение послания главы государства “Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана”.
Страх перед гражданским обществом, скорее всего, связан с определенными опасениями со стороны власти по поводу возможной политизации неправительственного сектора. Ведь чиновники уверены, что в неправительственном секторе в общей сложности задействовано порядка 200 тысяч человек, где на постоянной основе работают почти 40 тысяч, на временной - до 50 тысяч, на добровольных (волонтерских) началах - более 100 тысяч человек. При этом якобы около 2 миллионов человек получают различного рода услуги от НПО. По мнению чиновников, в неправительственном секторе существует серьезный потенциал для политической мобилизации масс, а это уже создает определенную угрозу, если не взять ситуацию под контроль. Но из тех 6000 НПО, которые вроде бы зарегистрированы, реально работают от силы 15-20 процентов. Поэтому эти чиновничьи страхи явно преувеличены.
Возможно, роль спускового крючка, который привел к росту опасений властей Казахстана по поводу возможной политизации НПО, сыграла смена политических элит в Грузии, на Украине и в Киргизии. Не секрет, что в тот период официальные СМИ не только Казахстана, но и России активно распространяли информацию о том, что за этими процессами могли стоять иностранные, в основном американские, фонды, финансирующие не только оппозиционные партии, но и неправительственный сектор. Интересно также отметить, что новая волна подозрительности по отношению к НПО началась после конфликта с некоторыми представителями казахстанской бизнес-элиты, в том числе представляющими финансовый сектор страны. В подтверждение этого говорит тот факт, что в сентябре 2010 года правительство Казахстана внесло в парламент законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков”. На первый взгляд законопроект не имеет никакого отношения к НПО, если бы не один пункт, который гласит о том, что банкам и банковским холдингам запрещается создание и участие в деятельности некоммерческих организаций. Видимо, данный запрет является дополнительным предупреждающим сигналом и для бизнес-сообщества страны, которое также находится в “списке подозреваемых” с точки зрения возможного участия в политической жизни Казахстана.

Но несмотря на ограничительные меры со стороны государства, определенная часть неправительственных организаций явно демонстрирует желание оказывать более серьезное влияние на общественно-политическую жизнь в стране. В конце 2009 года Казахстанская криминологическая ассоциация при финансовой поддержке Европей­ского союза начала проект “Международные стандарты о СМИ и национальное законодательство”. Цель - исследовать национальное законодательство РК на предмет его соответствия международным стандартам и подготовить сравнительный аналитический материал. Не менее интересной является общественная инициатива по созданию единого центра по защите прав осужденных как реакция на события в разных СИЗО и колониях республики, где произошли массовые акции протеста заключенных против нарушений прав человека. Есть и другие примеры активных политических действий со стороны неправительственного сектора. Так, движение “Казахстан-2012” недавно заявило о готовности баллотироваться на выборах всех уровней, что, естественно, вызовет раздраженную реакцию со стороны властей, особенно в преддверии парламентских и, возможно, президентских электоральных кампаний. Но все это не обнадеживающий тренд, а лишь единичные попытки выйти за установленные государст­вом рамки, которые, судя по всему, расширять никто не собирается.

Досым САТПАЕВ, политолог, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть