28808

Петля для двоих

Петля для двоихПетля для двоихС начала октября в поселке Туздыбастау Талгарского района Алматинской области свели счеты с жизнью два 15-летних подростка. Оба из одной и той же школы - № 31. Оба - девятиклассники. Оба не выдержали издевательств, вымогательства и угроз со стороны учеников из 10 класса.
Вчера наши корреспонденты выехали на место трагедии.

1 октября родители нашли повесившимся на чердаке собственного дома своего сына - Сержана ТУРЫСБЕКОВА. Сегодня состоятся похороны Абая ИСАБЕКОВА. Его жизнь оборвалась 14 октября - и тоже в петле. Незадолго до трагедии оба подростка жаловались родным на издевательства старшеклассников. Но никто из взрослых не успел отвести беду.
- Я вчера (14 октября. - А. А.) приехал в 6 часов вечера домой после работы, а потом отправился к брату в город, часам к 10 ночи вернулся, - рассказывает Улан, старший брат Абая. - Мама мне звонила несколько раз, сказала, что брат пропал. Я подумал - может, гулять пошел. А потом другой наш брат залез на чердак: там висел Абай. Мы вызвали “скорую помощь”, которая очень долго ехала, полицию из Талгара привезли сами. Все написали в объяснительных: что пацанов давно старшеклассники “грузят”, вымогают деньги и угрожают расправой, если пожалуются. И директор школы об этом прекрасно знает. Несколько случаев уже было в поселке, когда пацаны на себя руки накладывали.
Петля для двоихПо словам классного руководителя погибшего мальчика Гаухар САМЕТОВОЙ, она не знала о проблемах ее подопечных со старшеклассниками: дети в школе ничего не рассказывали.
- Мне уже поздно вечером в четверг мама Абая позвонила, сказала, что ребенка нет, я пошла искать по всем одноклассникам, - рассказывает учитель. - Все были дома, кроме него. А когда около одиннадцати ночи пришла к ним, уже было поздно... Почему он это сделал - я не знаю, на уроках последний раз был очень веселый.

Из разговоров в доме Исабековых мы узнали: в конце сентября в школе проходило собрание мальчишек, на котором Абай назвал имена семерых вымогателей (они есть в редакции, но пока называть мы их не станем).
Родственники второго погибшего мальчика наотрез отказались от разговора.
Мы направились к местному участковому Улану КАРИМКУЛОВУ.
- В школе работает школьный инспектор. Кроме того, в Талгарском РОВД есть инспекторы по делам несовершеннолетних, - заявил он нам. - Все вопросы о суицидах - к ним.

- Вас как участкового гибель подростков совершенно не волнует?
- В прошлом году был такой разговор (о вымогательствах в школе. - А. А.), я приходил в школу, мы проводили среди учащихся старших классов агитационную работу вместе с директором школы. А потом за ней (за школой. - А. А.) закрепили школьного инспектора. Мы, конечно же, будем разбираться, почему все это случилось. Но скажу сразу - никаких заявлений об угрозах и вымогательстве к нам не поступало.

Директор школы № 31 Дина АКЖИГИТОВА и завуч по воспитательной работе Раушан КАБЫЛЖАНОВА и вовсе нас огорошили: о поборах и издевательствах десятиклассников им известно, пятеро (среди них те, имена которых называл Абай) с начала учебного года стоят на внутришкольном учете как трудновоспитуемые подростки, с которыми регулярно проводят занятия психологи.
Школьного инспектора Руслана АЛДАБЕРГЕНОВА на месте не застали: он уже месяц в отпуске. И оба самоубийства случились в его отсутствие.
- У нас всего два инспектора на восемь близлежащих школ, - говорит директор Дина Акжигитова. - Мы только на собрании учащихся 9-го и 10-го классов, когда между ними произошла массовая драка, узнали, что есть проблемы в отношениях старшеклассников, узнали имена обидчиков. До этого дети молчали. Никаких жалоб и намеков на “неуставные” отношения в школе не было. А если родители знали, почему нам не сообщили? Мы бы могли принять меры и трагедий бы не случилось.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть