6018

Жизель и Чекист

Жизель и Чекист21 октября в ГАТОБ им. Абая состоялась премьера спектакля “Красная Жизель” Бориса ЭЙФМАНА.
Чтобы оценить масштаб события, стоит сказать несколько слов о балетмейстере. Эйфман - человек-легенда, бренд современного балета, работающий как постановщик уже более сорока лет. Его авторский почерк знают поклонники танца во всем мире. Борис Яковлевич предпочитает ставить спектакли по произведениям классической литературы, но они не становятся от этого рафинированно-эстетствующими. Только за последние три года Эйфман обратился к “Анне Карениной”, “Чайке” и попытался перенести историю Евгения Онегина в наше время. Впрочем, “Красная Жизель” не имеет литературного источника: в основу балета легла трагическая судьба Ольги СПЕСИВЦЕВОЙ, одной из самый ярких русских балерин начала ХХ века.

- Мир знает ДЯГИЛЕВА, НИЖИНСКОГО, Анну ПАВЛОВУ, - сетует Борис Эйфман, - а Спесивцева практически забыта. Мне хотелось исправить эту несправедливость. Интересно и то, что, будучи великой Жизелью, она повторила судьбу своей героини - сошла с ума, не обретя взаимной любви. Конечно, дело тут не только в любви: ее творческая натура была надломлена картинами красного террора с 1917 по 1924 год. Она видела кровь и страдания как уничтожаемых революцией, так и самих уничтожителей.
Непривычно видеть на балетной сцене слияние разных стилей: академический танец сменяется жесткой пластикой Чекиста, который ведет героиню в толпу и погружает в кровавую вакханалию революции. Затем эмигрировавшая Спесивцева осваивает новый современный язык танца и развлекается под традиционный чарльстон...
Но самое главное - преображение происходит с самими артистами. Такой труппы мы еще не видели. Борис Эйфман доволен: говорит, что артистам трудно, но они уже исполняют его замысел на 50 процентов.
- Конечно, они сегодня еще не делают того, что моя труппа делает 33 года. Но ваши артисты столкнулись с незнакомым материалом и на пути его освоения сделали огромные успехи. Я просто чувствую, как они начинают втягиваться в эту энергетику.

Жизель и Чекист- Довольны ли вы уровнем наших солистов?
- В целом - да. Но я вижу проблему, которую необходимо срочно решать: лучшие танцоры уезжают. Я ставлю спектакли по всему миру и везде встречаю казахстанских артистов. У меня самого в труппе работают несколько танцоров, закончивших ваше училище. Но необходимо, чтобы казахстанская школа не только кормила весь мир, но и работала на свою страну. Надеюсь, этот процесс заметят те, кто в силах остановить творческую эмиграцию. В России был подобный период в девяностых годах, когда мы потеряли очень много танцоров и педагогов. Так что я знаю, как трудно удержать артистов и создать профессиональную труппу.

- Коллеги не упрекают вас в том, что при всей сложности балетного языка происходящее на сцене так же понятно, как и драматический спектакль?
- “Понятность” - это традиция русского театра. Да, есть западный модерн - когда люди дергаются под музыку, а зрителю критики говорят, что это и есть искусство. Но русский и советский балет всегда был основан на драматическом танце. У ПЕТИПА ведь все понятно и без слов. Поэтому его спектакли живут веками.

- Что-то из современной литературы вас вдохновляет?
- Источник всей информации заложен в Библии, все остальное - вариации на тему. У меня практически нет времени, чтобы читать современную литературу. Да и не слишком интересно видеть описание того, что происходит сегодня в окружающем мире. Нам отпущено слишком мало времени, поэтому я предпочитаю классику.

Артисты оценили, с каким упорством Эйфман и его ассистенты в течение двух месяцев помогали им освоить незнакомый материал и как автор добивался нужного прочтения балета: не все приглашенные постановщики так отрабатывают контракт. А вот чего действительно жалко - так это того, что после блестящей премьеры “Красная Жизель” не попала в ноябрьский репертуар театра.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть