12129

Подмоченное дело

Подмоченное делоИстория с раздачей госорганами Алматы в частные руки нескольких стратегических водозаборных сооружений по обеспечению населения питьевой водой (см. “Афера чистой воды”, “Время” от 12.10.2010 г.) обрастает новыми любопытными подробностями.

На этой неделе судья Ауэзовского районного суда № 2 Гульмира ЖУСУПКАЛИЕВА начала рассмотрение иска специализированной природоохранной прокуратуры к Шакиру ДЖАВАДОВУ - новому собственнику земельного участка на территории водозаборного куста № 1 (сооружение со всеми необходимыми для добычи и транспортировки воды коммуникациями. - А. А.), что в микрорайоне “Аксай-4” на пересечении улиц Маречека и Момышулы. Кроме того, соответчиками по иску прокуратуры стали три государственных органа - ДГП “ГосНПЦЗем” г. Алматы, управление земельных отношений Алматы и алматинский филиал межрегионального департамента госимущества и приватизации “Жетысу”. Прокуратура намерена вернуть в госсобственность земельный участок площадью 0,32 га, приобретенный Джавадовым в 2006 году по договору купли-продажи с территориальным комитетом госимущества и приватизации Алматы за 3 млн. 192 тысячи тенге. Дело в том, что вместе с небольшим куском земли новому владельцу отошла и действовавшая на момент сделки скважина с питьевой водой. Кроме того, вырытый на участке котлован, по мнению прокуроров, нарушил зону санитарной охраны еще двух действующих скважин, что повлияло на санэпидобстановку в районе кустового водозабора.
Однако этот судебный процесс грозит затянуться надолго: уже на два заседания - 26 и 27 октября - не явился ни один из ответчиков.
- Неявка ответчиков четко свидетельствует об их отношении к этому процессу, - сказал нам в четверг помощник специализированного природоохранного прокурора Алматы Айтуар КОШМАМБЕТОВ.
По его словам, в производстве Ауэзовского и Алмалинского районных судов Алматы находятся еще два иска прокуратуры к тем же ответчикам в лице госорганов, а также к собственникам земельных участков на территории водозаборных кустов № 6-7 и № 15 - ТОО “Центр “ВИД” и ТОО “Центрпласт”. Правда, даты судебных заседаний пока не назначены.
Примечательно, что учредитель и директор ТОО “Центр “ВИД” - все тот же Шакир Джавадов. От его имени и подписывались все сделки с госорганами по завладению объектами и землями стратегического значения. ТОО “Центрпласт” представляет Мехрибан ХАМЕДОВА.
разу же после нашей публикации “Афера чистой воды” редакция направила запросы в акимат Алматы и алматинский филиал РГП “ГосНПЦЗем”, чтобы выяснить: кто и на каком основании продал частным лицам участки, на которых находятся стратегические водозаборные сооружения, по закону не подлежащие приватизации? И почему во всех случаях сделки по отчуждению этих земель проходили без постановления акимата города, как того требудет земельное законодательство.
И получили ошеломляющие ответы на поставленные вопросы.

По словам директора ДГП “ГосНПЦЗем” г. Алматы Казбека ЧИКАНАЕВА (который во время раздачи в 2004-2006 годах участков водозаборных кустов №№ 1, 6-7 и 15, как он говорит, в Алматы не работал), в земельно-кадастровых делах по указанным участкам нет никаких упоминаний о том, что эти земли входят в зону с особыми условиями пользования. Хотя такие отметки быть должны.
- По водозаборному кусту №1 скажу: 22 декабря 2006 года было оформлено право общедолевой собственности на нежилое помещение Джавадовым с теркомом по госимуществу и приватизации. То есть данный объект был выставлен на приватизацию, - сообщил г-н Чиканаев. - А уже после приватизации самого объекта недвижимости Джавадовым был выкуплен в частную собственность и сам земельный участок. То есть в данном случае первичным был объект, а уже потом земля. И поскольку объект находился в коммунальной собственности города, терком на законных основаниях, без постановления акимата, позволил Джавадову приватизировать нежилое помещение. А уже на этом основании - и выкупить участок. По водозаборным кустам №№ 6-7 и 15 ситуация аналогичная.
- А с какой стати терком направо и налево торговал коммунальными объектами и землями? - поинтересовались мы.
- В те годы активно шло разгосударствление, такой была идеология закона о приватизации - часть государственных объектов передать в частные руки. Причем объекты передавались на безвозмездной основе, а земли под ними - по установленной государством цене, тогда она была 717 тенге за квадратный метр. (По информации ГосНПЦЗема, с 2007 года и по сегодняшний день госцена алматинской земли за “квадрат”, без учета коэффициента зонирования, составляет 4800 тенге, то есть в 6,7 раза выше. А по данным риелторов, рыночная цена земли - от $35 тыс. до $65 тыс. за сотку, или 50-95 тыс. тенге за 1 кв.м. То есть выше изначальной цены в 70 - 130 раз. - А.А.).
- Вы же понимаете, что покупателей дармовых участков интересовали не избушки, которые там стояли, а именно земля. Не зря же ТОО “Центрпласт” не стало эксплуатировать заброшенный объект на участке и построило прямо на скважине водозаборного куста № 15 новое кафе, а господин Джавадов на территории куста № 1 вырыл котлован. Готова стройплощадка и на территории кустов № 6-7...

- Судя по земельно-кадастровым делам всех трех земельных участков, их целевое назначение - эксплуатация и обслуживание помещения. И оно не менялось. Поэтому собственник был обязан пользоваться уже существующими объектами недвижимости, права на новое строительство и даже реконструкцию без соответствующего разрешения у него нет. А разрешение можно получить только в случае изменения целевого назначения земельного участка. Чего сделано не было. Так что по факту все стройки на этих землях незаконны.
А вот из управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы за подписью первого заместителя начальника Ларисы БУГАЕВОЙ нам пришел целый талмуд документов по сделкам с землями водозаборных кустов. Из них мы и узнали, что Шакир Джавадов - владелец как минимум двух лакомых кусков стратегической земли. Кроме того, стало известно, что от имени теркома по госимуществу и приватизации Алматы во всех трех случаях передачи недвижимости и земли в частное владение выступал его тогдашний председатель Куандык БИСКУЛЬТАНОВ.
е менее любопытным нам показался и тот факт, что во всех трех случаях ГКП “Водоканал” в лице его прежнего директора Василия ЗУЕВА (он проработал в этой должности с 1997 по 2007 год) не возражало против передачи сначала в аренду, а затем и в частную собственность водоканальских объектов. Об этом водный хозяйственник даже уведомлял терком по госимуществу и приватизации.
На этом фоне по меньшей мере неубедительными теперь кажутся комментарии заместителя гендиректора ГКП “Холдинг Алматы Су” (который унаследовал функ-ции ГКП “Водоканал”) Анатолия ПРОКУДИНА, что он давал нам при подготовке материала “Афера чистой воды”. Напомним, тогда он сказал, что не в курсе, кто продал в частную собственность земли стратегического значения (хотя в “Водоканале” г-н Прокудин работал не на последних должностях с 1990-х годов, в том числе и при Зуеве). Что холдинг неоднократно пытался вернуть эти земли себе. То есть сначала водоканальное начальство влегкую расставалось со своим имуществом, а теперь не знает, как его вернуть обратно.

Однако остался открытым самый главный вопрос: почему все госорганы, причастные к продаже в частную собственность земли со скважинами, проигнорировали как указ президента № 1466 от 1 ноября 2004 года, так и статью 25 Водного кодекса РК, согласно которым “водохозяйственные сооружения, имеющие стратегическое значение, не могут быть переданы в аренду, доверительное управление и не подлежат приватизации”? По всей видимости, ответ на него даст только суд.

Александра АЛЁХОВА, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть