6016

В бой идут одни старики

В бой идут одни старики75-летний активист общественного объединения “Поколение” Алексей Митрофанович ЖОРНИК (на снимке справа) придумал, как противостоять острейшему угольному кризису в Семее. У него уже готовы красные повязки для отрядов народного контроля, состоящих из пенсионеров-волонтеров. Они готовы дать решительный бой беспределу в пунктах продажи дефицитного топлива.

- Мы ждем разрешительного мандата от городских властей, - говорит Жорник. - Иначе нас просто не пустят на территорию угольных разрезов и тупиков. Это же настоящие крепости! Железные ворота, контрольно-пропускные пункты с вооруженными охранниками в камуфляжной форме…
Но акимат Семея даже не признает существования угольного кризиса! После того как замакима города Серикказы УРАЗАЛИЕВ уверенно заявил с экранов телевизоров, что уголь на тупиках есть и очереди ликвидированы, Алексей Митрофанович поспешил к нему на прием. Ему не терпелось спросить у высокопоставленного чиновника: если все так хорошо, почему же тогда большинство жителей частного сектора по-прежнему не могут приобрести уголь, а те, кому это удается, плачут горючими слезами?
- Цена с 3800 тенге за тонну взлетела до… 5500-7000! - восклицает пенсионер. - Качество угля резко ухудшилось. Причем покупателя принуждают заказывать не меньше 6-7 тонн. А на деле привозят чуть ли не вдвое меньше. Но как уличить продавца в обмане, если вес проверить невозможно?
Впрочем, поделиться наболевшим с замакима пенсионеру так и не удалось. Охранники не пустили его дальше порога акимата. А на выходе он столкнулся в дверях с начальником отдела внутренней политики Айтказы САЛТАБАЕВЫМ, который толково разъяснил, почему проблемы с поставками угля в городе не существует. Потому, оказывается, что котельные бюджетных организаций и коммунального сектора топливом обеспечены, а жители частных домов должны решать свои проблемы… самостоятельно!
- Но, позвольте, мы такие же налогоплательщики, как и жильцы многоэтажек, - подмечает Жорник. - Что это, если не дискриминация по месту жительства? Не понимаю, как акимат может рапортовать, что город готов к зиме, когда мерзнуть в наши 40-градусные морозы предстоит обитателям 27 тысяч домов в частном секторе, не считая дачных поселков и окрестных деревень? Ситуация усугубляется тем, что нам недоступны альтернативные виды топлива: газ или даже качественные дрова. У нас продают за сумасшедшие деньги только гниль и гарь с пожарищ в реликтовом сосновом бору…

Главным поставщиком твердого топлива в Семейский регион является угольный разрез “Каражыра”. Коммерческий управляющий разреза Максим МАЛАХОВ обвинил в ажиотаже самих жителей. Мол, кто мешал запастись углем летом? Но тут господин Малахов лукавит. Он не может не знать, что уголь с “Каражыры” имеет свойство легко самовоспламеняться. В разгар жары чеэсники призывали жителей Семея воздержаться на время от покупки угля, потому что за короткое время произошло сразу пять случаев его самовоспламенения в сараях частных дворов (см. “Сгорел дотла”, “Время” от 7.8.2010 г.). Соратника А. Жорника - 70-летнего “поколенца” Николая Анатольевича ГЕРАСИМЕНКО (на снимке в центре) - не испугало грозное предупреждение. Но желание следовать народной мудрости “Готовь сани летом, а телегу - зимой” принесло ему только лишнюю головную боль.
- С тех пор как несколько лет назад у меня обнаружили рак легкого, периодически ложусь на длительное лечение в онкодиспансер, - рассказывает пенсионер. - Перед очередной госпитализацией в начале августа решил обеспечить жену углем. Купил 5 тонн по приемлемой цене. Но как затопили, оказалось, что теплоотдачи уголь не дает, плита не накаляется! Что делать? Пришлось три недели назад докупить еще 4 тонны уже по 5500 тенге, но и этот уголь оказался из неудачного пласта. Породы много. Как бы ни пришлось покупать в третий раз! Никогда еще подготовка к зиме не обходилась нам так дорого…

А сам Жорник, едва сводящий с женой концы с концами на скромные пенсии, накопил нужную сумму только к 21 октября, в самый разгар угольного ажиотажа.
- Обзваниваю подряд все тупики - угля нет! - вспоминает он. - И тут отвечают: приезжайте. Да еще цена божеская - 4000 тенге за тонну!
Если бы Жорник знал, чем обернется нечаянная удача!.. По приезде на тупик сверх 24 тысяч тенге за 6 тонн ему пришлось доплатить 4 тысячи за машину и 500 тенге экскаваторщику. Но главный сюрприз его ждал дома - уголь не горел! Однако поставщик Совет ИСАБЕКОВ поспешил успокоить: “Ничего страшного! Завтра заберем!”. Несколько дней старика кормили обещаниями, а потом перестал отвечать сотовый Исабекова. Почуяв недоброе, Алексей Митрофанович рванул на тупик. Оказалось, что принадлежит он совсем другим людям. А Совет просто брал его в аренду на короткий срок. Распродав остатки угля, он исчез в неизвестном направлении. Хорошо, что у “поколенца” остался фискальный чек с фамилией беглеца. Влиятельные знакомые вышли на него через налоговиков. После чего поздно вечером к Жорнику явились четыре парня. Из 24 тысяч тенге, проходящих по чеку, они вернули лишь… 18, цинично высчитав со стариков деньги за свою работу по погрузке угля и машину.
- В общей сложности я потерял больше 10 тысяч, - вздыхает он. - За новый уголь мне пришлось выложить уже 40 тысяч! Влезли с женой в долги. Считаем дни до пенсии…
Алексей Митрофанович собрал вокруг себя 16 пенсионеров, пострадавших от жульничества недобросовестных поставщиков угля. Несмотря на преклонный возраст и букет недугов, все они готовы хоть завтра выйти на патрулирование тупиков и разрезов, чтобы уберечь других людей от неприятностей, с которыми столкнулись сами. Вот только что-то им подсказывает, что городские власти так и не обратятся к ним за безвозмездной помощью в наведении порядка…
- Вероятно, - говорит Алексей Жорник, - кто-то кровно заинтересован, чтобы у нас в регионе каждый год вокруг угля возникал дикий ажиотаж и до бесконечности взвинчивались цены…

Милана ГУЗЕЕВА, Семей, тел. 87055245953, e-mail:
lana_semey@mail.ru , фото автора
Поделиться
Класснуть