7905

Анау-Мынау о Текущем Моменте

Сергей КОЗЛОВ, журналист
Страстные пятницы
Самый любимый день у наших следственных органов - пятница. Для кого-то она конец рабочей недели, а для кого-то - начало другой жизни...
Бизнесмена из Алматинской области, назовем его Алан, знакомый адвокат настойчиво предостерегал - по пятницам исчезай куда-нибудь из своего дома и не появляйся, по крайней мере, до утра субботы. Алан его не послушал. И горько потом пожалел.

Алан проходил свидетелем по делу о финансовых махинациях бывших деловых партнеров и регулярно давал свидетельские показания в соответствующем кабинете. Но вот однажды, в пятницу, его опять вызвали для дачи пояснений в районное управление внутренних дел “по вновь открывшимся обстоятельствам”.
Пришел он в три часа дня и до шести вечера сидел в коридоре, ждал. Ни позвонить никуда (мобильный телефон и документы при входе изымают), ни выйти. А в шесть приглашают в кабинет и в присутствии дежурного адвоката объявляют: вы, мол, гражданин, по вновь открывшимся обстоятельствам задержаны как подозреваемый в совершении преступления - на семьдесят два часа, как положено по закону. И в камеру...
До шести вечера понедельника. Что может произойти с человеком в камерах наших изоляторов с пятницы до понедельника? Все, что угодно. Как отмечается в специальном докладе организации “Международная амнистия” о пытках в Казахстане за 2010 год, могут примерить задержанному противогаз или полиэтиленовый пакет на голову надеть. А могут и к батарее в вычурной позе приковать, чтобы удобно было по почкам...
Эти факты подтвердил и специальный посланник ООН по вопросам пыток Манфред Новак, побывавший в нашей стране.
В общем, нередко после такой вот пятницы и подписывают задержанные все, что скажут, и рассказывают все, “что нужно”, а их родственники и заносят кое-кому все, что попросят, лишь бы вызволить.

Примеров того, как после “страстных пятниц” подписанты своей вины оказывались потом невиновными, пруд пруди. Недавно о подобном эпизоде рассказали во время дискуссии о реформе правоохранительной системы. Хозяина мелкой фирмы “закрыли” в пятницу по заявлению о хищении 2000 долларов. Из кассы его же собственной фирмы.
После допроса с пристрастием написал парень “сознанку”: да, виноват, взял деньги, намеревался вернуть позднее, но сейчас отдать не могу. И прилепили ему статью за кражу, хотя это гражданско-правовые отношения. Потом, узнав о задержании, мать несчастного деньги заняла и в кассу вернула.
Но статью-то уже инкриминировали. И цену матери за ее отмену назначили. Пятерочку, сами понимаете, чего. Но уж этих “взносов” мать осилить не смогла. И просидел “вор” в СИЗО “страстных” полгода, пока суд не соблаговолил узреть в деле отсутствие каких-либо оснований для уголовного преследования.
И что теперь? Пятницы вообще из жизни вычеркнуть?
На той же дискуссии о реформе было предложено сделать так, как делают везде в нормальных странах. В закон о полиции внести, например, такие положения: полицейский должен носить жетон с указанием своего имени и служебного номера. При задержании должен рассказать гражданину о его правах: о праве на молчание, на адвоката, о праве сделать телефонный звонок. Причем разъяснить “под расписку” задержанному.
И знал бы тогда Алан, кто конкретно его задержал, сделал бы телефонный звонок знакомому, а не предложенному полицией дежурному адвокату. И в соответствии с разъясненными правами мог бы ничегошеньки не говорить хоть до понедельника, и никто не имел бы права у него требовать ответов на любые вопросы.
А пока закон не изменили, отключайте по пятницам телефоны, меняйте адреса, пароли, явки. Спасайтесь как можете.

Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ
Штангенциркуль для политолога
Известный казахстанский политолог призвал “отвлечься от сухого западного понимания политики, то есть упертости на закон”, а вместо этого “смотреть глазами жителя Азии на то, что происходит”. А публикуется эта апология беззакония на интернет-ресурсе под названием “Закон.кз”.

В субботнем номере газеты “Время” от 6.11.2010 г. под рубрикой “Золотые слова” воспроизвели весьма смачную цитату из интервью политолога Э. Полетаева, опубликованного 27.10.2010 г. на интернет-портале
www.zakon.kz . Тема цитаты - недавнее выдвижение альтернативной кандидатуры на президентские выборы 2012 года, а содержание ее вот каково: “Казахстан - слишком обширная и богатая, в том числе на политическое разнокультурье страна, чтобы выдвигать в лидеры государства мелких политических деятелей”.
Предложенная молодым, но уже известным политологом научная разработка по измерению крупности-мелкости политиков заинтриговала меня. Каким инструментом - портновским ли сантиметром, универсальным ли штангенциркулем или просто на глаз - измеряет он “мелкость” и “крупность” тех или иных политических деятелей?
Однако в обширном интервью порталу “Закон.кз” обнаружилось не только это, но и еще много другого интересного. Например, в ответ на вопрос корреспондента о недавних инициативах Ассамблеи народа Казахстана внести в Конституцию положение о лидере нации и не проводить в 2012 году президентских выборов, чтобы действующий елбасы правил до 2030 года, политолог Полетаев высказал следующее рассуждение: “Видите ли, чтобы понять специфику нашей политической культуры, нужно отвлечься от сухого западного понимания политики, то есть упертости на закон - вот должен президент пять лет отсидеть и уйти, и если что-то в Конституции, законе поменяется, значит, нет демократии. У нас немножко по-другому, нам все-таки нужно смотреть глазами жителя Азии на то, что происходит, и тогда все станет более или менее понятным”.

Ничего себе “немножко по-другому”! Да ведь этот взгляд “жителя Азии” (на самом деле - Евразии-Азиопы) отнюдь не немножко, а диаметрально противоположен “сухому западному пониманию” (на самом деле духу Права, который и впрямь кардинально чужд духу азиатчины). Казалось бы, с таковой азиатчиной никак не монтируются пришедшие к нам не так давно из Европы наука политология и специальность политолога. Да вот, поди ж ты, еще как монтируется, особенно если подойти к предмету с монтировкой наперевес.
А еще нас порадовали два знаменательных совпадения.
Первое - призыв “отвлечься от упертости на закон” прозвучал на интернет-ресурсе не с каким иным названием, а именно “Закон.кз” - так сказать, полное соответствие формы и содержания.
Второе - этот материал опубликован не к какой иной дате, а именно в среду, 27 октября - в тот самый день, когда первый самовыдвиженец на пост президента РК, лидер упорно нерегистрируемой партии “Алга!” Владимир Козлов в содруже­стве с бывшим и нынешним лидерами оппозиционной компартии Серикболсыном Абдильдиным и Газизом Алдамжаровым проводили в Национальном пресс-клубе совместную пресс-конференцию по поводу этого выдвижения. Мероприятие обернулось нашумевшим впоследствии “яичным инцидентом”, когда припершиеся без приглашения национал-патриоты швыряли в спикеров яйцами и громогласно возглашали свое отрицание конституционного права гражданина РК баллотироваться в президенты независимо от национальности. Если слегка перефразировать их вопли, тоже призывали отвлечься от упертости на закон и посмотреть глазами жителя Азии, но не только глазами, а также и яйцами.

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева
Чем заполним вакуум?
Тысячу раз прав был Герберт Уэллс, который утверждал: “История человечества в основном - это история идей”. Мир живет и движим идеями. Реализованные идеи составляют нашу жизнь, нереализованные - ее портят. Яблоко, упавшее на голову умного человека, способ­ствовало пониманию законов мироздания. Угодив же в дурака, оно может подвигнуть его на что угодно…

А какие идеи правят нами? Вокруг каких ценностей сплочена наша нация? К чему в итоге стремится наше общество? Куда движется наше государство? Вопросы эти, кажущиеся отвлеченными, на самом деле далеко не праздные. Вроде бы живут себе люди, выживают, а сломается какой-то непонятный механизм в человеческой машинерии, и пошло-поехало. Где там твой спокойный, размеренный образ жизни? Как там тебя звали? Чего ты достиг в этом мире? Никому это не интересно.
Китайцы, проклиная, говорят: чтоб ты жил в эпоху перемен. Перемены - штука, конечно, интересная, но неприятная. Они интересны лишь романтикам, историкам и социологам. А общество, как мы знаем, консервативно, резких изменений не любит и не приветствует. Не только у нас, а везде. Люди в большинстве своем хотят только одного: чтобы у них что-то было и за это им ничего не было. Лучше уж предсказуемый ужас, чем непредсказуемый хаос. Такова человеческая природа, и ничего с ней не поделаешь.
Но почему в таком случае время от времени происходят перемены? Почему люди терпят, терпят, терпят, а потом вдруг меняют обои, жен или правителей? Отчего статиче­ская энергия, мирно копившаяся в человеке, в обществе, вдруг дает малоприятный и болезненный разряд? Почему и как происходят большие и малые революции?
Сегодня Казахстан живет в эпоху перемен. Что бы там ни говорили наши будды, а также их многочисленные толкователи, сансары никак не получается. Про нирвану пока умолчим. И эта вот духовная неустроенность, эстетиче­ское несоответствие, порождает множество гитик, которые наука имеет, но объяснить никак пока не может. Общество наше разрывается тысячами идей, каждая из которых потенциально может как обрушить, так и возвысить общество. Одни предлагают ввести законы шариата, а другие - устроить сеанс одновременного оргазма. Те предлагают вернуть родо-племенной строй, а иные - построить коммунистический рай. Существует куча проектов: от уранового производства до уринотерапии. И все считают, что они правы, что именно их средство наиболее эффективно и действенно. А куда деваться бедному “крестьянину”, на которого хлынул такой поток информации?
Существует исторический феномен. Смена форматов и формаций порождает духовно-культурный вакуум. Пустоту, которая возникает, тут же заполняют разного рода идеи и течения. Причем чем сильнее и интенсивнее эти перемены, тем более радикальными являются средства и методы их движителей. В истории Казахстана такое уже было, и не раз. Например, в конце XIX - начале XX века. Рушилась конно-кочевая цивилизация. Основы мироздания пришли в полную негодность. Вера изменила народу, а народ - вере. А победили в итоге социальные мечтатели и утописты, которыми были большевики.

Такое было и в мире. И много раз. И в этом смысле прав старик Шоу: история не только ничему не учит, но и банально соврет. И верующие, и нигилисты вырождались в террористов в России, арабских странах, Европе, Латин­ской Америке. Там, где они побеждали, неизменно лилась кровь. Семинарист Джугашвили создал свою религию, расстрелял и заточил в лагеря миллионы. Кампучийский “болашаковец” Пол Пот вырезал полстраны. Продолжать этот мартиролог можно долго…
А какой путь выберем мы? Чем заполним собственный вакуум?
Поделиться
Класснуть