9471

С небес - на землю

С небес - на землюБортпроводники бывшей национальной авиакомпании “Казахстан ауе жолы”, отлетавшие по 15-20 лет, готовят судебный иск к Министерству труда и соцзащиты Казахстана. Они требуют вернуть им повышенную пенсию и компенсацию за вредные условия труда.

Вчера в редакцию пришла большая группа бывших стюардесс. По их словам, чиновники обрекли их на нищенское существование и лишили заработанной льготной пенсии.
- Еще в советское время были проведены исследования, доказывающие особо опасные и вредные условия труда бортпроводников: полеты на высоте 12000 метров, радиация, вибрация, смена часовых поясов, - рассказывает Татьяна ШАБЛЕВСКАЯ. - В 1990 году был утвержден список №1 профессий, должностей и видов работ, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет и на льготных условиях. Члены экипажей воздушных судов и бортпроводники имели право на пенсию на льготных условиях при достижении возраста 48 лет при летном стаже 7 лет 6 месяцев и общем стаже 15 лет при налете 500 часов в год. В 1997-м многих стюардесс компании просто уволили. В 1998 году в связи с увеличением возрастного пенсионного ценза нам отказали в начислении пенсии за выслугу лет и на льготных условиях. В 1999 году был принят Закон РК “О государственном специальном пособии лицам, работавшим на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда”. В итоге мы вместо пенсии стали получать пособие 12700 тенге, а когда придется оформлять пенсию по возрасту, то она будет незначительно выше этой суммы. Мы уже столько запросов сделали в различные инстанции…
- Когда я по достижении пенсионного возраста пошла оформлять пенсию, то узнала, что за основу мне взяли последние два года работы, а не три, как полагается, - продолжает разговор Клавдия НОВОХОДСКАЯ. - В итоге я получаю пенсию 13200 тенге. Меня приравняли к тем, кто вообще не работал, а у меня - 27 лет полетов! А сколько раз мы рисковали жизнью?!

С небес - на землю- Сколько раз приходилось утихомиривать неадекватных пассажиров, - вступает в беседу Татьяна РУСАКОВА. - Как-то на симферопольском рейсе наркоман взял огнетушитель и пошел поливать пассажиров. Пришлось бортпроводникам его скручивать. А однажды из Костаная везли больную, у которой стояла дыхательная трубка. При перепаде давления эта трубка обломилась, и мы пошли на вынужденную посадку в Павлодаре. Пришлось мне помогать врачу держать ножом распределитель трубки, чтобы он не ушел вовнутрь.
- Мы лучшие годы отдали небу - я отлетала 23 года. А на земле оказались за бортом жизни! Мы обращаемся к законодательной власти с просьбой обратить внимание на нужды бортпроводников, - едва сдерживая слезы, говорит Любовь ГИЗАТОВА. - Когда меня уволили из авиации, я пять лет отработала посудомойщицей. Сейчас тружусь поваром…
Бортпроводницы намерены идти до конца и - если потребуется - обращаться в международные организации по правам человека, а также объединить под свои знамена представителей всех профессий, сопряженных с риском и вредных для здоровья.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

А тем временем

Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Казахстана при технической поддержке фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) разработала проект Национального плана действий по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы.
Об этом заявила заместитель директора Национального медицинского центра формирования здорового образа жизни Татьяна СЛАЖНЕВА в ходе “круглого стола” по обсуждению проекта нацплана вчера в Алматы. Она сообщила, что “пенсионный возраст предлагается сравнять: 63 года для мужчин и женщин, потому что сегодня многие продолжают работать, достигнув этого возраста”.

Интерфакс-Казахстан, Астана

Поделиться
Класснуть