9016

Наука соблазнять

Наука соблазнятьНе успев толком освоиться на капитанском мостике вверенного ему корабля, министр образования и науки Бакытжан ЖУМАГУЛОВ уже готов скомандовать: “Свистать всех наверх!”
В минувшую пятницу он поразил воображение наших непуганых сенаторов, сообщив: в министерстве готовят список ученых - выходцев из Казахстана, подлежащих возвращению на родину.

Так прямо и сказал: есть, мол, у нас такой “список Шиндлера”, а в нем 125 фамилий. Короче, эдакая программа “Нурлы кош” для яйцеголовых. А буквально на следующий день его заместитель Махметгали САРЫБЕКОВ пояснил: потенциальных возвращенцев они намерены соблазнить “социальными привилегиями, заработными платами, условиями труда, условиями для научного роста”. И тут же добавил: “Мы намерены их также привлечь интересными научными проектами, через которые они смогут реализовать свой творческий потенциал. Не все же решается на уровне материальных благ…”
Ваша правда, Махметгали Нургалиевич, научный потенциал страны даже за большие деньги не купишь - только за очень большие. Это ваши коллеги из сельскохозяйственного ведомства могут сколько угодно завозить из-за океана породистых бурёнок да бычков - дабы и надои повышались, и племенные показатели стада улучшались. А эти высоколобые покапризнее крупнорогатых будут...
Недавно вон двум западным нобелевским лауреатам с российскими именами власти соседней страны сделали интересное, казалось бы, предложение: приезжайте, дорогие изобретатели уникального сверхпрочного материала графен, в наш замечательный наукоград Сколково - и будет вам счастье. Вот что ответил один из “осчастливленных” - профессор Андрей ГЕЙМ, британский ученый с голландским паспортом: “ Сама идея Сколково - полнейший сюрреализм, но еще больший сюрреализм, с нашей точки зрения, - когда нас, не спрашивая даже, куда-то выписывают, чуть ли не выкупают… Что вы думаете, господа, отвалив мешок с деньгами, чего-то добьетесь?”
Наши бастыки от науки в отличие от российских давно так не думают - точно это знают. Потому и включили в свой список не пару-тройку ученых, а целых 125: кто не купится на деньги, тот клюнет на “реализацию творческого потенциала”. А у кого и с тем, и с другим полный ажур - могут повестись на “социальные привилегии” - освобождение от оплаты комуслуг или, скажем, халявный годовой проездной в алматинском метро. Эти ученые - народ непредсказуемый, кто ж их поймет?

Серьезно, чем будем заманивать в наши края научных светил из оксфордов, кембриджей и прочих манчестеров?
Партбилетом “Нур Отана”? Так они ж в свое время от подобного счастья и уехали.
Полетом творческой мысли? С этим у них за кордоном тоже вроде бы все в порядке.
Чтобы убедиться в правоте этого утверждения, достаточно почитать интервью нашей газете Шухрата МИТАЛИПОВА - бывшего алматинца, а ныне профессора Орегонского университета с американским паспортом в кармане (см. “Детки из клетки”, “Время” от 5.10.2010 г.).
На историческую родину эту светлую голову, ближе всех подобравшуюся к разгадке тайн наследственных болезней человека, позвали, чтобы клонировать краснокнижных джейранов - за людей мы по старой советской привычке боремся в последнюю очередь.
Так вот, мистер Миталипов, по его словам, готов поработать в Казахстане не только ради возрождения популяции экзотических газелей. На вопрос, согласится ли заморский гость попотеть над созданием эликсира молодости (под знамена поиска которого сейчас мобилизованы его казахстанские коллеги), он ответил с американской прагматичностью: “Почему бы и нет? Мне не важно, где это делать. Главное - поскорее закончить работу”... И уехать к себе в Орегон, рискну закончить фразу за него, не боясь ошибиться. Почему?
Представьте, дело не только (и, боюсь, даже не столько!) в 12 миллионах долларов, которые американское государство ежегодно выделяет на его исследования. Миталипов (как и другие настоящие ученые) привык служить не министру, не партии и (о ужас!) даже не первому лицу государства. Он, как это ни высокопарно прозвучит, слуга Истины (научной Истины, если хотите). Таких, как пел Окуджава, “не соблазнить ни платьями, ни снедью”, ни даже рассказами о тех светлых временах “научного коммунизма”, когда (лет эдак через десять) 0,26 процента ВВП, выделяемых ежегодно на науку, превратятся аж в 2 процента.
Ибо они в отличие от какого-нибудь монгольского чабана, никогда не жившего на исторической родине, с полуслова поймут того же Андрея Гейма: “Один проект Сколково ничего не решит, даже если в него заливают с таким пионерским, молодогвардейским пылом миллиарды. Сегодня заливают, а завтра из-за отсутствия результатов (а так и будет!) скажут: “Привет! Все свободны…” Можно, конечно, как советуют некоторые, надавить на патриотизм: дескать, Родина-мать зовет! Кто, если не ты! И тому подобное. Хотя для по-настоящему серьезного ученого всегда было очевидно, где не мешают думать, где, даже встретив по одежке, провожают все-таки по уму, а не по громким фамилиям или высоким связям - там и родина. Но, по большому счету, дело даже не в этом. А в том, что… ну, в общем, душно в стране. Как-то даже странно сегодня всерьез рассуждать о ввозе интеллектуального капитала туда, откуда капитал (и не один только интеллектуальный) норовит вывезти всяк кому не лень.

Недавно наш министр культуры рассказывал о своих дочерях, успешно отучившихся после казахской школы (на этом месте впору прослезиться от умиления!) в Джорджтауне и Гарварде. Не знаю, как вас, а меня это не только не умиляет, но даже не удивляет. Вот если бы там могли отучиться дети чабана и рабочего... Увы, социальных лифтов, позволяющих это в любой цивилизованной стране мира, у нас нет - только золотые лестницы для избранных. И потом вы только представьте американского министра, похваляющегося своими отпрысками, с отличием окончившими КазГУ или Евразийский университет!.. Фантастика? Еще какая!
Вот так же и с наукой - сплошной сюрреализм. Тот же Анд­рей Гейм на просьбу охарактеризовать общее состояние науки в России ответил, слегка перефразировав Карамзина: “Откатывают…”
И пока генералы от науки по обе стороны Урала будут откатывать, ни к чему хорошему мы не прикатимся - пусть даже под “список Жумагулова” отвалят половину государственного бюджета. Те немногие ясные головы, которые рискнут откликнуться на зов родины, вскоре устанут жить от рассвета до отката.
И тогда… Кто-то вернется, кто-то сопьется…

Конечно, найдутся среди переселенцев и те, для кого были бы гроши да харчи хороши - вот и вся наука. Только зачем их импортировать - этого добра у нас самих завались. Именно они сегодня делают погоду в наших университетах, НИИ, лабораториях. И оттого многим кажется, что земля казахстанская уже не родит “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов”.
Казалось бы, г-ну Жумагулову и его соавторам по программе “великого научного переселения” остается только посочувствовать: и свои мозги в дефиците, и вернуть на родину чужие вряд ли получится.
Впрочем, у меня к министру есть предложение. Как только получите от правительства бюджетные миллиарды на свою благую миссию, покопайтесь в биографиях всех 125 “списантов” и обязательно найдете у каждого второго какие-нибудь грешки, не погашенные до отъезда за кордон, - ну хоть переход улицы в неположенном месте. А дальше все просто: объявляете их в международный розыск и набираетесь терпения... Всех, конечно, не дождетесь, но кое-кого получите, причем самовывозом.
Кстати, с одним бывшим банкиром совсем недавно подобное прокатило. Так что на вашем месте, Бакытжан Турсынович, я бы серьезно об этом задумался. Шутка ли - такие бабки на кону!

Виктор ВЕРК, Алматы, e-mаil:
verk@time.kz , рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть