15051

В зоне особого влияния

В зоне особого влиянияНа прошлой неделе аким южной столицы Ахметжан ЕСИМОВ официально передал материалы Генерального плана развития пригородной зоны Алматы до 2040 года акиму Алматинской области Серику УМБЕТОВУ. На церемонии присутствовал президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ, который дал высокую оценку новой схеме развития пригорода самого большого мегаполиса страны. Чуть раньше, 22 октября 2010 года, генплан был утвержден правительством. О том, как будут развиваться близлежащие к южной столице земли, нашему корреспонденту рассказал начальник управления архитектуры и градостроительства Алматы Сайран ФАЗЫЛОВ.

- Сайран Ахметжанович, какую территорию охватывает новый генплан?
- 17,5 тысячи квадратных километров на территориях Карасайского, Талгарского, Илийского, Енбекшиказахского и Жамбылского районов Алматинской области, а также территорию города Капчагая. 58 населенных пунктов, расположенных на этой территории, недавно также получили свои, малые генеральные планы развития. Они будут расти, учитывая интересы большого города. А всего в зоне влияния Алматы окажется 221 населенный пункт области.

- Будут ли эти земли принадлежать Алматы?
- Конечно, нет. Генплан нужен для того, чтобы Алматы и область руководствовались одной схемой развития, чтобы не было дублирования в работе административных единиц и чтобы в дальнейшем учитывались интересы Алматы. Основная цель генплана - наметить перспективные инженерные и энергетически сети, автомобильные и железнодорожные магистрали.

В зоне особого влияния- И как будут взаимодействовать, скажем, транспортные инфраструктуры города и области?
- В первую очередь будут строиться три транспортных кольца. Первое, малое кольцо - Восточная объездная дорога - будет запущена на территории Алматы уже в следующем году. С Большой алматинской кольцевой автомобильной дорогой (БАКАД) сейчас возникли проблемы - ее будущая территория оказалась занятой жильем и предприятиями, часть земли уже выкуплена. Потому будет решаться вопрос, что экономически выгоднее: доводить до ума БАКАД или развивать третье кольцо, которое будет проходить ближе к поселку Энергетический.
Кроме того, прямо на трассе Алматы - Капчагай будет строиться город-спутник - G4 City. Расположение на крупной магистрали - плохо для населенного пункта. Потому до Капчагая проложат новую международную трассу западнее уже существующей.
Также в зоне влияния Алматы будет запущен легкий скоростной рельсовый транспорт - до Капчагая, Каскелена и Талгара. Сейчас в южную столицу ежедневно заезжает около 250 тыс. иногородних машин. С запуском рельсового транспорта автомобильный поток должен уменьшиться.

- Известно, что генплан предполагает строительство нового международного аэропорта. Есть ли в этом необходимость? Тем более что алматинская воздушная гавань уже получила землю и строит там новый терминал.
- Новый аэропорт необходим. Это будет грузовой терминал на базе уже существующей площадки в 6 км от города - возле трассы Алматы - Капчагай, по дороге на Баканас. Это самое удобное место, уже обследованное некоторыми авиакомпаниями. Грузовой аэропорт нужен для того, чтобы не перегружать наш пассажирский терминал.

- На заседании правительства замакима Алматы Виктор ДОЛЖЕНКОВ заявил: на реализацию генплана из казны будет выделено 8 трлн. тенге до 2040 года. Это чуть меньше 2 млрд. долларов в год. Из каких бюджетов пойдут эти деньги?
- Магистральные коммуникации, нужные городу и области, будут строиться за счет республиканского бюджета. Если какая-то трата необходима в интересах Алматы - деньги пойдут из местной казны. Кроме того, по многим проектам будут привлекаться деньги инвесторов.

- О каких конкретно проектах речь?
- Близ города определена промышленная зона для крупных производств - в Междуреченске. Там, например, предусмотрены две площадки для автозаводов Toyota и Mercedes.

- Поговорим о G4 City. Зачем вообще нужен этот городок?
- Откровенно говоря, я как архитектор против этого строительства. Дело в том, что в G4 City не будет никакого градообразующего фактора - ни крупных предприятий, ни игорной зоны (она уже развивается в районе Жана Кала за Капчагаем). А коль так, развивать спальный район под Алматы нецелесообразно: все равно живущим там придется ездить на работу в город, а это очередная транспортная проблема для алматинцев.

- Почему новый генплан не обсуждался в обществе? Выходит, его снова кулуарно утвердили чиновники?
- Ну почему же? Мы не раз собирали архитектурную общественность, экологов. Были жаркие дебаты. Например, лидер движения “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ считает: этот план надо было разрабатывать не сейчас, а 20 лет назад.
Хотя он как эколог должен радоваться: новый генплан предусматривает насаждение зеленого пояса вокруг Алматы. Это будут легкие города.
Было много вопросов по поводу водоотстойника - озера Сорбулак. Было принято решение, что его воды после очистки пойдут на полив деревьев зеленого пояса, а не будут сбрасываться в реку Или, как сейчас.
Между Алматы и Капчагаем запланирована аграрная зона. Здесь будут выращивать для южной столицы экологически чистые овощи и фрукты. А на горных участках выше 800 метров над уровнем моря разобьем яблоневые сады - с легендарным алматинским апортом.
Кроме того, определены площадки для солнечных батарей: будем развивать энергосберегающие технологии.

- А зачем вообще понадобился новый генплан?
- Сейчас в Алматы и пригородах проживает около 2,5 млн. человек. Мы ожидаем, что к 2040 году эта цифра увеличится до 4 млн. человек: наш город всегда притягивал приезжих.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Комментарий в тему

Сергей МАРТЕМЬЯНОВ, председатель Алматинского союза архитекторов:
С нами генплан никто не обсуждал
- Алматинскому союзу архитекторов материалы нового генплана не передавались, ни общественную, ни техническую их экспертизу мы не проводили. Хотя вообще-то такие документы должны быть плодом труда большого количества авторов (разрабатывало генплан ТОО “Урбан Стиль”. - В.Б.). В советское время генпланы подолгу изучались в различных инстанциях, в их разработках участвовали целые институты и министерства, просчитывалось все - вплоть до того, где у кого лежит кабель или проложена секретная подземная трасса.
Отсутствие общего просмотра и обсуждения генплана чревато серьезными проблемами. Потом выходит, что где-то трубу порвут или электрокабели перебьют. Пусть на обсуждение придут двадцать спорщиков, но они должны выработать единое мнение. А у нас, к сожалению, уже давно нет коллективного обсуждения генплана.
И потом, мне кажется, что в первую очередь надо было разрабатывать план развития города, а уже затем - области. Ведь Алматы - главный потребитель существующей сегодня инфраструктуры.
Поделиться
Класснуть