8078

Угроза на бис - под контролем

Угроза на бис - под контролемНедавно в прессе профессор Борис СТЕПАНОВ заявил о существовании в предгорьях Алматы очередного селеопасного водоема, у которого, по словам ученого, нет названия и о котором селезащитники предпочитают молчать. Однако, как выяснилось, озеро, названное № 13-бис, селевики заметили еще несколько лет назад.

- Мы за ним почти пять лет наблюдаем, - возмущенно говорит главный инженер Алматинского территориального эксплуатационного технического управления ГУ “Казселезащита” Исан КАХАНБАЕВ. - А Степанов заявляет: это новое озеро! Тоже мне - Америку открыл! В 2006 году, когда мы впервые обнаружили озеро № 13-бис, оно представляло из себя три большие лужи. Мы все это время ждали, когда лужи сольются в один водоем, чтобы начать на нем работы. В этом году объем воды в озере № 13-бис составил 149 тысяч кубометров, в августе наши ребята прорыли эвакуационный канал и спустили 39 тысяч кубов. В следующем году по примеру озера № 6 установим на 13-бис сифон для опорожнения.

- Оно могло повторить судьбу озера № 13, катастрофически прорвавшегося в 1977 году, с человеческими жертвами?
- Да. Если бы мы за ним не наблюдали и мер не принимали...

Угроза на бис - под контролемПо словам заместителя начальника ГУ “Казселезащита” Вадима ВИНОХОДОВА, из более чем тридцати озер в предгорьях Алматы, числившихся в каталоге Института географии 2000 года, сегодня реально существуют только три, одно из которых - еле заметное 13-бис.
- Озера № 6 и 13-бис входят в реестр селеопасных, за ними ведется непрерывное наблюдение, проводятся эксплуатационные работы. Так что никакой реальной угрозы для города они вообще не представляют, - уверил г-н Виноходов. - На мой взгляд, для Алматы есть совершенно другая опасность, чем быть погребенным катастрофическим селем, - исчезновение ледников. С 1950 по 2004 год, по данным опять же Института географии, площадь ледников сократилась на 58 процентов, а вся верхняя часть Алматы, начиная с проспекта Райымбека, пьет именно горную воду. У нас есть возможность покончить с этими двумя озерами, будоражащими общественность, раз и навсегда, как мы это сделали в 1985 году с озером Богатырь в бассейне реки Чилик. Тогда мы заложили 13 тонн взрывчатки и решили проблему моментально. Сейчас нам тоже дают такого рода советы. Но мы в состоянии держать на озерах № 6 и № 13-бис безопасный объем, который не несет никакой угрозы.

- Ваши коллеги из “Казгидро” заявили, что уровень безопасного объема человечеству не известен, так как на прорыв моренных озер влияет несколько факторов, а не только уровень воды...
- Если бы над озером № 6 не висел ледник, мы бы покончили с ним еще в 1997 году, когда оно впервые о себе заявило. Тогда угроза селя действительно была, несмотря на то, что объем озера был почти на 100 тысяч кубических метров меньше, чем сейчас. Объясню почему. Озеро действительно увеличивается, но не в глубину, а в длину, так как ледник постепенно отступает, подтаивая и обрушиваясь в воду летом. До того как в 1997 году мы впервые стали рыть эвакуационный канал, излишки воды стекали по естественной ложбинке в полтора метра глубиной. Эта вода запросто могла зацепить грунтовые массы и пойти вниз, на город, уже селевым потоком. Теперь эвакуационный канал расчищен, расширен до 4 метров по дну и до 18 метров сверху, в нем остались лежать только огромные валуны, которые не смоет никакой волной. Остальную грязекаменную массу наши ребята регулярно чистят, так что по каналу стекает просто вода, без угрозы образования селя. Кроме того, мы установили брезентовый экран, который гасит волны, возникающие от обрушения ледника.

Угроза на бис - под контролем- Вы очищаете канал каждый год. Не проще ли его забетонировать, чтобы не делать одну и ту же работу? Профессор Степанов неоднократно говорил, что на озеро № 6 можно загнать тяжелую технику...
- Теоретически - да. Но практически провести туда дорогу невозможно. Если резать горные склоны с погребенными под ними льдами, мы сорвем защитную теплоподушку, которую создала природа. И тогда начнутся оползни...

По словам Вадима Виноходова, селехранилище в урочище Медеу способно выдержать три катастрофических селя, аналогичные случившимся в XX веке: сель 1973 года и два потока 1921-го. И город останется в безопасности. Но селезащитники уверены: в предгорьях Заилийского Алатау такие сели в будущем исключены, так как селеобразующей грязекаменной массы на склонах уже не осталось.

- А если случится разрушительное землетрясение?
- Извините за черный юмор, но тогда должно тряхнуть так, что нашему городу будет, по сути, уже все равно.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и ГУ “Казселезащита”, Алматы

Поделиться
Класснуть