10113

Метод пробок и ошибок

Метод пробок и ошибокАлматы погряз в транспортных пробках, стихийных базарах, нелегальных придорожных строениях и стихийных стоянках. К такому неутешительному выводу пришли недавно прокуроры южной столицы, вот уже несколько месяцев проверяющие выездные трассы из города. По мнению надзорного органа, бардак на дорогах мегаполиса усугубляется бездействием городских чиновников.

- 20 августа 2010 года в Алматы состоялось совещание с участием акима города, генерального прокурора и замакима Алматинской области, - рассказал нашему корреспонденту Алан ТЛЕНЧИЕВ, начальник управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере прокуратуры Алматы (на снимке). - Там было принято решение: в соответствии с поручением генерального прокурора и акима Алматы мы должны проверить соблюдение законности на крупных автомобильных артериях нашего города. Мы смотрели на проблему комплексно: проверяли соблюдение земельного законодательства, ПДД, ситуацию со стихийной торговлей, соблюдением санэпиднорм, пожарной безопасности. И выявили многочисленные нарушения.
Прокуратура проверила 5 крупных трасс на выезде из южной столицы - в сторону Чемолгана, Бишкека, Талгара, Хоргоса и Капчагая, а также Северное кольцо, где расположена самая крупная и проблемная барахолка города. На этих направлениях водители порой часами стоят в пробках. Прокуроры утверждают: они знают почему.
По словам нашего собеседника, на рынках, расположенных вдоль перечисленных трасс, за последние два года контролирующие органы - служба ЧС, налоговый департамент, санэпидемстанция, межрегиональная земельная инспекция и Балхаш-Алакольский департамент экологии - провели 174 проверки. Все проверяющие ограничились привлечением нарушителей к административной ответственности за отдельные нарушения, но проблемы не решили.

Самозахватчики из бизнеса

Как оказалось, самозахватом земли в южной столице занимаются не только жители “шаныраков”, но и бизнесмены.
Например, в 1997 году акимат Алматы предоставил ТОО “Арал” земельный участок площадью 0,44 га в районе Северного кольца для организации на территории барахолки еще одного рынка. Араловцы не долго думая дополнительно оттяпали еще полгектара близлежащей земли. И спокойно пользовались ею в течение многих лет.
Хватил чужой землицы и популярный у горожан торговый дом “Адем”. Два его собственника - ЗАО “Адем” и ТОО “Адем” - урвали сверх выделенного участка лишних полгектара. Подобных примеров на барахолке - масса, утверждают в прокуратуре. Все это привело к тому, что ширина проезжей части Северного кольца уменьшилась в среднем на 3 метра!
В 2002 году отцы города выделили ТОО “Казинтертелекомсервис” землю площадью 0,7 га там же - на Северном кольце - под строительство автостоянки. Срок аренды был определен в 7 лет. Но проверка показала: вместо паркинга там устроили рынок. В 2009 году акимат города отказал этому ТОО в продлении аренды. Однако управление земельных отношений Алматы на это закрыло глаза и не приняло меры по возврату участка в собственность города, а рынок благополучно работает по сей день.
Еще двум ТОО - “СИНМА” и “Омега” - земельные участки выдавались под строительство автостоянки и АЗС, а они оборудовали там пункт вулканизации шин и СТО. И таких нарушений - великое множество.

На сносях - шашлычные

Стражи закона обнаружили 8 крупных капитальных строений у дорог, владельцы которых не имеют необходимых разрешительных бумаг. У 5 из них вообще отсутствовали какие-либо правоустанавливающие документы.
Проверяющие констатируют: на сегодня у алматинских судисполнителей лежит 155 исполнительных листов на такой снос незаконных строений, из которых было реально исполнено лишь 35.
В итоге по требованию прокуратуры были поданы иски по привлечению виновных к ответственности и ликвидации построек на захваченных землях.
Надзорный орган утверждает: широкое распространение на трассах и барахолке получили всевозможные киоски, шашлычные, парикмахерские, переговорные пункты и туалеты, расположенные как на придорожной полосе, так и прямо на проезжей части!
В ходе проверки только с барахолки вывезено 6 биотуалетов и снесено около 50 незаконных торговых точек. На проспекте Райымбека вдоль дороги было установлено 64 незаконных объекта, 34 из них были демонтированы добровольно. На Талгарском и Кульджинском трактах пресечена деятельность 17 таких точек.

Правила - не для всех?

Еще один фактор, порождающий автомобильные пробки, - это несоблюдение правил дорожного движения. А дорожная полиция не принимает мер.
В сентябре 2010 года по представлению прокуратуры на трассах Алматы было установлено 66 дорожных знаков “Остановка запрещена”. Однако автовладельцы преспокойно продолжают парковаться прямо под запрещающими знаками!
- К примеру, 29 октября на улице Северное кольцо было припарковано около 900 автомашин, - говорит Алан Тленчиев. - Отмечу: здесь на всем протяжении рынков установлены знаки “Остановка запрещена”. То есть все 900 водителей нарушили правила дорожного движения. Однако в тот день на этом участке сотрудники дорожной полиции за нарушение правил парковки оштрафовали только 18 автовладельцев, или всего 2 процента. Мы не видим изменения ситуации от такого “выборочного” привлечения к ответственности.
Прокуроры заметили: в районе барахолки вдоль трассы - только 3 оборудованных остановки общественного транспорта. В итоге водители автобусов забирают и высаживают пассажиров прямо на проезжей части, создавая бесконечные заторы. Неудивительно, что только за 10 месяцев нынешнего года на Северном кольце случилось 58 аварий, в которых погибли 3 человека.

“Алматыпаркинг” - вне закона

ГКП “Алматыпаркинг” давно набило оскомину не только автомобилистам. Есть к этой конторе претензии и у прокуроров. На том же Северном кольце в районе барахолки разместилась стоянка “Алматыпаркинга” на 850 мест. Ее парковщики позволяли клиентам оставлять машины на обочине дороги. Причем ставили их “елочкой”, существенно сужая проезжую часть, а также в запрещенных местах, на остановках, пешеходных переходах. Такая же картина - возле рынков “Арман”, “Береке” и “Тастак”.

Проверили - а толку?

Всего с начала проверки снесено более 170 объектов. За нарушения к административной ответственности привлечено 488 автолюбителей и 30 индивидуальных предпринимателей. В суд направлено 11 исков. Сумма взысканных штрафов превышает 4 млн. тенге.
После проведенной инспекции прокуроры в ноябре собрали всех ответственных чиновников на коллегии. А потом проинспектировали проблемные места еще раз. И пришли к печальному выводу.
- К сожалению, говорить, что после начала проверки для граждан что-то улучшилось, не приходится, - признает Алан Тленчиев. - У госорганов, которые отвечают за порядок, нет единой цели, каждый озабочен своим узковедомственным интересом. Отдельные чиновники вообще самоустраняются от разрешения проблем, пытаются переложить это на других. Находятся и такие должностные лица, которые своими незаконными действиями и решениями сами способствуют созданию пробок в городе.

- Кто именно?
- Акиму города Алматы мы внесли представление на начальника управления земельных отношений города Куанышбека КАШКИМБАЕВА, а также на управление дорожной полиции Алматы в целом. Также есть претензии к управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы.

- Бардак на трассах существует не первый год, почему вы взялись разгребать эти авгиевы конюшни только сейчас?
- Для этого есть вышеназванные уполномоченные органы, которые должны бороться с этим. А если прокуратура постоянно будет их подменять и за них работать - тогда зачем нужны эти органы?

- Наверняка все эти незаконные парковки, шашлычные у дороги - хорошая кормушка для многих чиновников, которые неплохо навариваются на придорожном хаосе.
- Данных, уличающих кого-то из должностных лиц в преступлении, у нас нет. Пока мы говорим, что они не делают то, что обязаны делать по закону.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть