8482

Серик СЕЙДУМАНОВ, заместитель акима Алматы: ОНЖ больше не сочувствую

Серик СЕЙДУМАНОВ, заместитель акима Алматы: ОНЖ больше не сочувствуюВласти Алматы не теряют надежды найти общий язык с протестно настроенными горожанами. После несанкционированного митинга общественного объединения “Оставим народу жилье” (см. “Кредитная истерия”, “Время” от 1.12.2010 г.) вице-мэр южной столицы Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке - в центре) попросил о встрече с нашим корреспондентом, чтобы разъяснить позицию властей.

- По всей стране 140 тысяч банковских заемщиков. Проблемы возникли лишь у 12 процентов, - говорит Серик Турарович. - Этой темой, естественно, занялись государственные контролирующие органы, и тогда же - три года назад - появилось движение ОНЖ. До поры до времени они действительно старались разрешать какие-то реальные беды заемщиков. Но с апреля этого года - после киргизских событий - ОНЖ политизировалось и даже радикализировалось.

- Но лидеры движения всегда подчеркивают: они ставят перед собой чисто социальные задачи.
- Да вы посмотрите на их последние лозунги - “Изменить законодательство, регулирующее свободу мирных собраний и шествий!”, “Немедленно освободить политических заключенных!”, “За выборность судей!”, “Нам нужен другой Казахстан!”. Это призывы уже не социального, а явно политического толка. И если раньше они контактировали с властями и финансовыми структурами, то сейчас наотрез отказываются. Раньше я чисто по-человечески был на их стороне. Люди попали в сложную ситуацию, им требовалась помощь, и мы старались хоть как-то содействовать. Но с недавних пор я перестал сочувствовать ОНЖ, поскольку лидеры движения используют заемщиков в своих политических целях. За 2009-2010 годы они провели 27 акций протеста. 16 раз власти не приняли к организаторам никаких мер, 11 раз привлекли активистов к административной ответственности - в случаях, когда не реагировать на нарушения закона было просто невозможно. И лишь трижды зачинщики были арестованы на несколько суток.

- Вы были очевидцем их последней акции возле Алмалинского районного акимата. Что конкретно предприняли как представитель городских властей для решения проблем этих людей?
- Я предлагал Есену УКТЕШБАЕВУ ( лидеру ОНЖ. - И.М.) выступить перед сторонниками, разъяснить ситуацию без плакатов и лозунгов. При этом приглашал всех его людей устроить собрание в здании Агентства финнадзора либо в “Казахконцерте”. Но они же не согласились! Более того, начали несанкционированное шествие с плакатами и лозунгами. Итогом стало привлечение организаторов к административной ответственности (см. “Митинговал - плати!”, “Время” от 4.12.2010 г.). К слову, в моих полномочиях - дать распоряжение полиции разгонять протестные группы силовым методом. Но я еще ни разу этим правом не воспользовался. Полицейские действуют вполне гуманно. Хотя во многих зарубежных странах, как мы видим по телевизору, в подобных случаях полиция реагирует довольно жестко.

- Входящие в состав ОНЖ люди приводят аргументы, указывающие, по их мнению, на нарушения законодательства: кредиты выдаются в иностранной валюте, государство поддерживает банки, а не бедных заемщиков, люди лишаются единственного жилья...
- Это все искусственно созданные мифы, и сейчас я попробую их развенчать. Первый миф я назвал “антикризисным”. Активисты ОНЖ заявляют, что государство выделило 19 млрд. долларов на поддержку банков, а им ничего с этого не перепало. Честно, не знаю, откуда они взяли эту цифру. По имеющимся у меня данным, было выделено 7,4 млрд. долларов через фонд “Самрук-Казына” по четырем направлениям: на стабилизацию финансового рынка и покупку акций системообразующих банков, на решение проблем на рынке недвижимости (сюда как раз и входят ипотечники: на 120 млрд. тенге были реструктуризированы долги более 30 тыс. заемщиков), на поддержку малого и среднего бизнеса и четвертое - финансирование инновационных и индустриальных проектов. При этом деньги государство выделяло не безвозмездно, а на возвратной основе.
Второй миф - “валютный”. Согласно нашему законодательству, заемщик имеет право брать кредиты не только в тенге, но и в валюте - это его самостоятельный выбор. На каком-то этапе было выгодно иметь займы в валюте: процентные ставки по ним были ниже. А девальвация привела к тому, что заем в валюте стал дороже. То есть человек рискнул - и проиграл. Мы сочувствуем, понимаем, но по закону все правильно.
Миф №3 - “кредитный”. Уктешбаев и его сторонники видят решение всех проблем в списании долгов заемщикам до нуля. Или требуют оставить только основной долг, а проценты банковского вознаграждения, комиссионные и пеню убрать. То есть банки чуть ли не бесплатно должны отдать жилье должникам. Но так ведь не бывает! Люди добровольно подписывали договоры, знали, на какой риск идут, а теперь говорят: мол, помутнение рассудка было, не понимали, что делали. И еще они - по незнанию или намеренно - путают некоторые понятия. Полагают, раз въехали в квартиру - значит, она принадлежит им. Но ведь квартира до погашения долга считается собственностью банка. А люди из ОНЖ думают иначе.
И четвертый миф - “посткризисный”. Дескать, когда кризис закончится - их проблемы разрешатся сами собой. Ничего подобного не будет. Нужно совместно искать выходы из сложной ситуации. Государство, кстати, уже пошло навстречу заемщикам. Сейчас АФН подготовило законопроект, который защищает права заемщиков. В нем - целых 18 запретов для банков. Вводится институт банковских омбудсменов. Кроме того, нужно подумать о социально уязвимых слоях населения. Это семьи, потерявшие кормильца, и люди, получившие инвалидность. Конечно, списывать им долги никто не собирается. Другое дело, что банки могут и должны, на мой взгляд, делать таким людям поблажки. Но это исключительные, форс-мажорные случаи.

- Что конкретно власти сейчас могут предложить проблемным заемщикам?
- Выходить на диалоговые площадки. Все - банкиры, АФН, Ассоциация финансистов Казахстана и городской акимат - готовы общаться с заемщиками и решать их проблемы. Любой проблемный заемщик может прийти в АФН по четвергам к 16.00, чтобы попасть на прием к специалисту из Ассоциации финансистов. Разумеется, в том случае, если сам со своим банком не может договориться. И все вместе мы готовы урегулировать возникшие трудности. Акимат будет продолжать работу по защите интересов заемщиков - это наша твердая позиция. Но если кто-то не хочет - насильно милыми ни для кого не будем. Ультиматумами не заставишь банкиров капитулировать.
Напоследок отмечу, что по Алматы потеряли жилье чуть более ста проблемных заемщиков. Я не готов сейчас назвать точную цифру по всей стране, но она не идет ни в какое сравнение с США, например, где люди вынужденно освободили около миллиона домов. То есть у нас проблема не носит массового характера.

Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Комментарий в тему

Есен УКТЕШБАЕВ, лидер движения “Оставим народу жилье”:
Он выставляет нас мошенниками!
- Сейчас мы готовим иск к заместителю акима Алматы Серику Сейдуманову по поводу его высказываний, не соответствующих действительности. Например, он часто говорит журналистам, что мы требуем списания всех банковских долгов. А мы уже устали повторять, что это не так. Получается, Сейдуманов намеренно пытается настроить против нас общественность, выставить нас мошенниками. Кроме того, мы уже подали две заявки на проведение акций на 16 декабря. Хотим возложить цветы к памятнику жертвам политических репрессий. А второй пикет намерены провести у стен городского акимата - будем требовать отставки Сейдуманова. На наш взгляд, он стал переходить границы дозволенного. Он - чиновник, который содержится на деньги налогоплательщиков. Как он сам открыто заявлял, ему подчинены силовые структуры, а значит, все преследования наших активистов полицией идут с его подачи.
Поделиться
Класснуть