7670

Анау-Мынау о Текущем Моменте

Сергей КОЗЛОВ, журналист
Паспорт для избранных
“Серых зон” в наших законах, когда те или иные правовые нормы трактуются неясно и расплывчато, сколько угодно. Одной из них является вопрос о двойном гражданстве. Поднимался он неоднократно и приобрел скорее политический, нежели чисто правовой характер.

…Урожденную гражданку Казахстана, правозащитницу, угораздило семь лет тому назад заключить брак с британцем и принять подданство Соединенного Королевства. На днях по прилете в Алматы она честно показала оба своих паспорта - казахстанский и британский: дескать, законов нарушать не желаю и открыто заявляю о своем положении. И горько об этом пожалела.
Возбудили административное производство, отобрали казахстанский паспорт, а задержанную депортировали обратно в Королевство.
Действительно, согласно пункту 3 статьи 10 Конституции страны, а также статье 3 Закона “О гражданстве” за гражданином Казахстана не признается гражданство другого государства. Однако никто не отменял при этом и базовых норм Конституции, гласящих, что “гражданин Республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства…” (ч. 2 ст.10) и “…приобретение и прекращение гражданства осуществляется в соответствии с законом” (ч.1 ст.10).
Правоведы и правозащитники неоднократно указывали на заложенное здесь противоречие, которое наши чиновники-патриоты, как правило, трактуют по собственному, нередко политическому усмотрению.
Всем, например, памятен “паспортный скандал” в казахстанском футболе, когда вдруг выяснилось, что ряд игроков отечественных клубов имеют незаконно оформленные казахстанские паспорта, да еще и с фальшивыми данными. Кто их выдавал и как после скандала эти футболисты определились с гражданством?
А “наши” совсем недавно ставшие прославленными спортсмены-теннисисты и штангистки! Как они так быстро получили казахстанские паспорта и отказывались ли от своего прежнего гражданства?

Или вот, к примеру, в Москве ныне судят бывшего зам­акима Павлодарской области А. Кошевого, у которого, как выяснилось, всегда имелось как минимум два паспорта. Причем оба не поддельных, а законных, т.е. полученных в официальных инстанциях. И ездил Кошевой в последние десять лет из России в Казахстан и обратно по двум паспортам без проблем. И оформлял на них, как выяснилось в суде, недвижимость, но не оформлял регистрацию пребывания в стране. И никто у замакима ничего не требовал, паспортов не отбирал. Пока суд не начался.
А на днях в аэропорту Дели тоже вышел паспортный скандал. Сына одного казахстанского чиновника задержали с паспортом... Шри-Ланки. А так как на ланкийца он был непохож, то решили проверить владельца “поглубже” и обнаружили при нем еще и законный казахстанский паспорт, причем дипломатический. Дело замяли, сын отделался легким испугом и улетел к папе на родину. И о лишении его казахстанского паспорта ничего не известно.
А вот правозащитницу, принявшую британское подданство, казахстанского паспорта лишили. Хотя в подобных случаях, когда гражданин ничего злостного и незаконного не помышлял, согласно международным юридическим нормам, должна быть проведена процедура оптации, т.е. добровольного выбора человеком одного из гражданств. Никто, кроме самого гражданина, не может решить, паспорт какой страны он хочет сохранить.
Но она ведь не футболист, не замакима и даже не дочь казахстанского дипломата. Поэтому - не положено.

Айдос САРЫМ, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбайулы
Беда с молоточком
На днях в Интернете обнаружил цифры, которые нет, не удивили меня, а скорее подтвердили мои давние догадки и наблюдения. Казахстанское общество на редкость атомизировано, разобщено, прежние институты солидарности и сплочения уже пришли в негодность, а новых - соответствующих новому времени и строю - попросту еще нет. И вообще, народ мы довольно жестокосердный.

Каждый год организация Charities Aid Foundation (CAF) совместно с компанией Gallup’s WorldView poll проводит масштабные исследования и опросы по вопросам благотворительности в 150 странах мира. В текущем году Казахстан в этом рейтинге занял лишь 121-е место! В этом смысле мы сильно отстаем даже от таких небогатых соседей, как Туркменистан (14-е место), Таджики­стан (50-е место) и Узбекистан (59-е место). Мы стоим в одном ряду с Косово, Палестинской автономией, Конго, Мозамбиком, Буркина-Фасо и др. Даже с учетом очень сильных допущений и погрешностей это, честно скажем, очень плохой показатель. Дело, оказывается, не в богатстве, а в душе.
Напомню, что этот рейтинг составляется на основе трех качественных измерений: волонтерской работы, благотворительных взносов и помощи нуждающимся. Эти измерения как раз и являются показателем сплоченности, активности и солидарности любого общества. Только 8 процентов казахстанцев делают благотворительные пожертвования, 22 процента готовы стать волонтерами, а помогать нуждающимся изъявили желание 34 процента жителей нашей страны.

В лидерах рейтинга Австралия и Новая Зеландия. 57 процентов жителей этих двух стран вовлечены в благотворительную деятельность. При этом австралийцы чаще жертвуют деньги в благотворительные организации (70 процентов населения) и оказывают помощь нуждающемуся незнакомому человеку (64 процента), тогда как 41 процент жители Новой Зеландии чаще становятся волонтерами. В первую десятку также вошли Канада, Ирландия, Швейцария, США, Нидерланды, Великобритания, Шри-Ланка и Австрия.
Рейтинги, конечно же, вещь относительная. Любой читающий эти строки возмутится: да что ты несешь, я каждый день подаю милостыню нищим, а раз в год на Курбан-айт даю садака и режу барана...
А давайте спросим себя: добровольно ли мы ходим на субботники? Давно ли мы сами убирали территорию возле своего дома, работы, школы? Перечисляем ли хоть какие-то средства на благотворительные акции? Являемся ли мы волонтерами каких-то проектов? Готовы ли мы помочь пострадавшим от цунами в Азии или землетрясения в Гаити?
В лучшем случае мы пожалеем бродягу или бабушку, честно пороемся в карманах в поисках мелочи. Есть мелочь - дадим, нет - поклянемся себе быть добрее в следующий раз. Помните героя фильма “Балкон” Женю, который возмущался тем, что его отец Борис пытался отправить сандалии, муку и собрание сочинений Толстого в помощь детям Африки?
Чехов как-то говорил: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные...”. С молоточком у нас беда.

Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “Азат”
Распил силиконового пирога
В области высоких технологий и коммуникаций уже давно существуют ведущие бренды, признанные во всем мире. Так что особой нужды заново изобретать велосипед нет. Бери лучшее из того, что есть в мире, и пользуйся. Однако это не означает, что нам нужно слепо копировать чужой опыт и не пытаться сделать что-то самим в этой отрасли.

К тому же местные специалисты лучше понимают, какие конкретно программы, высокотехнологичное оборудование и коммуникационные средства необходимы именно нашей стране. Интеллектуальный потенциал для решения этих задач у нас тоже есть.
Да и глобализация мировой экономики вкупе с возможностями транснациональной кооперации вполне может способствовать реализации таких планов. Было бы, как говорится, желание.
Средств у нас хватает. Нужно только разумно и эффективно их тратить. Например, за 20 лет независимости можно было создать все предпосылки для того, чтобы уже сегодня иметь соответствующую требованиям времени технологическую базу.
Помнится, правительство в свое время на всю страну раструбило идею о создании отечественной “силиконовой долины” под Алматы. Немалые средства были туда вбуханы. Все мы помним многообещающие заявления официальных лиц о предстоящем технологическом прорыве. А теперь вдруг уже новый министр образования заявляет, что “Назарбаев Университет” станет аналогом Сколково. А как же тот проект?
Никто теперь не скажет, чем занимались предшественники нынешнего министра все эти тучные годы, когда не осваивались миллиарды тенге, выделенные из бюджета. Не появились за это время у нас свои казахстанские гейтсы, возняки и джобсы. Может, причина в том, что чиновники от высоких технологий не заинтересованы в развитии частной инициативы в компьютерно-коммуникационной отрасли?

У всех в памяти бюрократическая чехарда, когда это важнейшее направление то и дело переходило из рук одного ведомства в руки другого. Создавались различные надстройки типа фонда “Самгау” и т.д. У семи нянек не только дитя без глазу, но и компьютер без монитора!
Не случайно в бизнес-кругах открыто говорят о том, что эта сфера (точнее - вопрос о том, кто будет определять вопросы финансирования) стала ареной межклановых баталий. И субъективный подход во многом определяет, кто будет допущен к силиконовому пирогу.
Не утихают также и разговоры о пресловутом “распиле” высокотехнологичных средств отдельными группами влияния. Эдакий дедовский и проверенный на хорошо отработанном коррупционном опыте метод освоения финансовых потоков.
Поэтому так важно провести полномасштабный управленческий и финансовый аудит и назвать тех, кто несет персональную ответственность за “невысокие показатели в сфере высоких технологий”.
Без этого заморский Apple никогда не станет казахстанским брендом “Алма”.
И хватит уже ныть о беспросветном отставании от высокоразвитого Запада. Стране сейчас нужны умеренные, но уверенные оптимисты! Ибо нужно отличать здравые сомнения от тотального пессимизма, который вредит общему позитивному настрою.
“Жа
қ сы сөз - жарым ырыс” (“Позитивный настрой - половина дела”) - гласит казахская мудрость. Думаю, что даже Интернет и век высоких технологий не могут свести на нет значимость этой пословицы!
Но перед тем ответьте на вопрос: а деньги-то где? Или видимые результаты расходования тех огромных средств.
Поделиться
Класснуть