10861

На безопасности не экономят!

На безопасности не экономят!Теракт в Домодедово заставил задуматься: а насколько безопасны воздушные гавани Казахстана? В первую очередь этот вопрос актуален для самого крупного международного аэропорта Казахстана - в Алматы, пропускная способность которого - около 3 млн. пассажиров в год.

Между прочим, в октябре прошлого года замсекретаря Совета безопасности Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН констатировал: охрана стратегических объектов республики не обеспечивается должным образом (см. “Антитеррор в теории…”, “Время” от 16.10.2010 г.). По словам г-на Джанбурчина, на протяжении нескольких лет КНБ проводил эксперименты, которые позволили убедиться в этом.
По его словам, только в талдыкорганском аэропорту служба безопасности пресекла пронос взрывчатки на борт самолета.
- В остальных аэропортах под чужими фамилиями, с чужими документами агенты проходили на борт самолета и проносили взрывчатку, оружие, - констатировал К. Джанбурчин.
Пассажиры и посетители воздушной гавани южной столицы наверняка заметили: в 2010 году здесь перестали проверять всех входящих в здание терминала. Хотя еще недавно на трех главных входах стояли металлодетекторы и сканеры багажа. Но в последнее время их убрали. Фактически любой мог спокойно и без досмотра зайти в здание аэровокзала, пройти регистрацию на рейс, сдать багаж, миновать паспортный контроль (читай: границу) и только лишь перед входом в зал ожидания на посадку пассажира пропускали через металлоискатель, а его ручную кладь - сканировали.
Зал встречающих - вообще отдельная песня. Туда - без всякой проверки. А ведь взрыв в Домодедово прогремел именно в помещении для встречающих.
Так было до недавнего времени.
Но нынче, войдя в терминал алматинского аэропорта, мы с фотокором удивились: металлоискатели и сканеры вновь появились на трех центральных входах в аэропорт.
- Раньше осмотр при входе был, - рассказал 1-й вице-президент АО “Международный аэропорт Алматы” (МАА) Кобланды ТУМЫШЕВ. - Но потом некоторые наши высокопоставленные пассажиры начали возмущаться: мол, аж четыре раза досматривают - сначала при входе в аэропорт, потом - фейс-контроль на регистрации, перед входом в зал ожидания - опять досмотр. И, наконец, при посадке в самолет службы аэропорта и сотрудники авиакомпании сличают фото и фамилию пассажира в паспорте и на билете. Поэтому в феврале 2010 года мы убрали две линии досмотра - на входе и фейс-контроль.
Впрочем, признается руководство аэропорта, сканирование влетает им в копеечку.

- Но разве на безопасности можно экономить?
- Конечно, нет. Потому мы без разговоров снова установили еще одну линию досмотра.
Досмотр при входе в здание терминала был снова введен в аэропорту совсем недавно - 20 января - в рамках подготовки к предстоящей Азиаде. Но после теракта в Домодедово руководство воздушной гавани Алматы подумывает: не сделать ли временное постоянным?
Мы испытали на себе, как работает служба досмотра аэропорта. На входе в терминал - первый уровень безопасности. Вежливо просят снять верхнюю одежду, провести сумки через сканер, а самим пройти через металлоискатель.
Проходим стойки регистрации в секторе международных вылетов. Тут белая пластиковая кабинка в человеческий рост. Сотрудники аэропорта поясняют: это камера для обнаружения наркотиков - последнее приобретение таможенников. Она еще не запущена, но, когда заработает, сможет выявлять даже тех пассажиров, которые соприкоснулись с обладателем “дури”.
Перед залом ожидания - еще один металлоискатель и сканер.

- Почему здесь не просят снять обувь, как это принято во многих крупных аэропортах мира? - интересуемся мы у вице-президента МАА по безопасности Нурлана ЖУМАСУЛТАНОВА.
- По всей высоте наших сканеров металла установлены световые индикаторы, - отвечает он. - Если у пассажира при себе металлический предмет, индикатор загорится на той высоте, на которой находится этот предмет. Соответственно, если металл в обуви - световой сигнал пойдет снизу.

- А если в обуви - пластиковая бомба?
- У аэропорта есть своя кинологическая служба: собачки натренированы на поиск и такой взрывчатки.

И все же: насколько вероятна возможность теракта в алматинском аэропорту?
По словам начальника службы авиационной безопасности Ерсаина ЖУМАХАНОВА, накануне Азиады правоохранительные органы провели экзамен - без ведома персонала аэропорта пытались пронести в самолет муляж бомбы. Предмет был обнаружен уже на первом уровне досмотра.
В общем, будем уповать на то, что принятые меры безопасности уберегут от беды.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Алматинские таксисты:
Стыдно за московских “бомбил”!
Как сообщила Lenta.ru, через несколько часов после теракта таксисты, работающие в московском аэропорту Домодедово, подняли цены на свои услуги до 10-20 тысяч рублей, что вызвало бурю возмущения в России. Вот только некоторые отклики пользователей Twitter:

diramiis: Уважаемые террористы-смертники! В следующий раз, пожалуйста, взрывайте себя в Домодедово посреди таксистов.
AlekseiGrachev: Предлагаю собраться тем, у кого есть машины, и отправиться в Домодедово. Как минимум поможем доставить людей в больницы!

Алматинских “извозчиков” поведение московских коллег возмутило не меньше.
- Это какие-то варвары, голодные хищники! - говорит таксист, работающий в алматинском аэропорту. - Всевышний все видит и накажет их! Наоборот, людей надо было поскорей вывозить - да бесплатно! Такое благородное дело на небесах зачтется.
- Это настоящее вымогательство! - вторит ему другой “бомбила”. - Я десять лет работаю в аэропорту, но о таком мерзком поступке впервые слышу. Думаю, наши таксисты на такое не способны. Говорите, домодедовские просили 700 долларов? За такие деньги можно долететь из Алматы до Москвы и обратно!

Виктор БУРДИН, Алматы

В международном аэропорту Астаны после трагедии в Домодедово введен двухуровневый досмотр пассажиров и встречающих.
Всех входящих в здание аэровокзала пропускают через рамку-металлодетектор, сумки и личные вещи “просвечивали” на специальном оборудовании. К слову, эта рамка использовалась в дни саммита ОБСЕ.
Второй уровень проверки - стандартный досмотр пассажиров при входе в зону посадки на рейс.
Руководители столичного аэропорта с журналистами не общались, сославшись на срочные совещания.
- В связи с событиями в Домодедово все подразделения МЧС с 25 января переведены на усиленный вариант несения службы, - подчеркнула начальник пресс-службы МЧС Светлана МУРАТБЕКОВА. - Это связано и с предстоящими VII зимними Азиатскими играми.
По информации МЧС, усиленные меры безопасности будут сохранены до завершения Азиады.

Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана

***

Карагандинский аэропорт Сары-Арка в соответствии с международными требованиями имеет все необходимое по правилам безопасности оборудование, в том числе - детекторы для обнаружения взрывчатых веществ.
Залы вылета и прилета оборудованы рамками и портативными металлоискателями, камерами видеонаблюдения. Тем не менее попасть в здание аэропорта, в общие залы для встречающих и вылетающих свободно может любой: на входе нет ни охраны, ни детекторов.
- В настоящее время в здания всех аэропортов Казахстана вход для встречающих и вылетающих свободный, - сообщила вчера пиар-менеджер аэропорта Сары-Арка Наталья КУТНЯКОВА. - Но, думаю, после событий в Домодедово меры безопасности будут усилены, в том числе в нашем аэропорту.

Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда

***

После трагических событий в Москве все пассажиры и багаж в аэропорту Шымкента подвергаются более тщательному досмотру.
Организовано круглосуточное дежурство руководящего состава воздушной гавани для экстренного реагирования на случай возникновения ЧС, сообщили нам в службе авиационной безопасности аэропорта.
Одним из первых лайнеров, прибывших ранним утром 25 января в шымкентский аэропорт, стал борт из Москвы.
- Эти люди родились в рубашке, - говорит заместитель начальника службы авиационной безопасности АО “Аэропорт Шымкент” Джаркинбек АЖИКАБИЛОВ. - Самолет вылетел из Домодедово за 23 минуты до взрыва. Будь какая-нибудь задержка - неизвестно, что было бы с пассажирами.
Московский теракт шымкентцев, похоже, не напугал: никто из вылетевших в российскую столицу, сегодня, 26 января, сдавать билеты не стал.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент

***

Сотрудники актюбинского аэропорта дорожат наличием досмотрового оборудования, которое кроме них есть только у коллег в Астане и Алматы.
- У нас в службе безопасности - 100 человек, работаем посменно. Но самое главное - у нас есть специальное оборудование, через которое мы ежедневно “гоняем” не только пассажиров и провожающих, но и всех наших сотрудников. То есть невозможно проникнуть в здание аэропорта, минуя досмотр, - заявил нам вчера заместитель председателя правления АО “Международный аэропорт Актобе” Владимир БЕЗРОДНЫЙ.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

***

Руководство аэропорта Усть-Каменогорска приняло дополнительные меры безопасности в связи с террористическим актом в московском Домодедово.
- Разумеется, эта трагедия заставила всех нас еще раз задуматься о безопасности, - сказал нам вчера директор аэропорта Серик ОРАЗГАЛИЕВ. - На экстренном совещании приняли решение усилить досмотр как прибывающих, так и вылетающих граждан. Все необходимое оборудование у нас есть: ручные и стационарные металлоискатели, рентген.
Кроме того, по его словам, увеличено количество камер видеонаблюдения, за безопасностью следят и сотрудники транспортной полиции.
- Думаю, повода для волнения у горожан и гостей Усть-Каменогорска быть не должно, - резюмировал наш собеседник.

Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск

***

Аэропорт Петропавловска, без сомнения, является самой безопасной воздушной гаванью республики. Ввиду полного отсутствия как самолетов, так и пассажиров.
Оказавшись в плачевном состоянии из-за перебоев с электричеством, отсутствия материального снабжения и невыплаты зарплаты сотрудникам, аэропорт прекратил функционировать еще 8 декабря 2010 года.
За это время воздушная гавань приняла единственный рейс: 20 января самолет МЧС доставил в Северо-Казахстанскую область огонь Азиады. Его пассажиры и встречающие их журналисты обошлись без обязательного в таком случае досмотра личных вещей и багажа. Заместитель руководителя дирекции эстафеты огня VII зимних Азиатских игр Сарсен КУРАНБЕК заявил:
- Мы готовы были доставить огонь и наземным транспортом, но МЧС, проведя обследование состояния аэропорта, дало заключение, что летать можно.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск
Поделиться
Класснуть