12788

"Искусство" для профанов

В редакцию нашей газеты обратилась учительница одной из общеобразовательных школ. В руках педагог держала учебник “Искусство” для 11 класса, утвержденный и выпущенный в свет Министерством образования и науки Казахстана в 2007 году.

"Искусство" для профанов Когда мы пролистали еще пахнущий типографской краской 272-страничный учебник для общеобразовательных школ общественно-гуманитарного направления - ахнули! Он был весь испещрен вопросительными знаками и комментариями нашей собеседницы. В результате на изделии издательства “Мектеп” не осталось живого места…

- Это не вольная авторская версия, а учебник, утвержденный министерством! - негодовала преподаватель. - Автор части, посвященной музыке, - Ержан КОСБАРМАКОВ - очень хороший человек, ректор эстрадно-циркового колледжа, прекрасный управленец, но... вокалист. А вокалист и музыковед - две разные профессии. Вот, смотрите, он пишет: “ В музыке XIX века основным жанром оставалась опера и он ( Ч АЙКОВСКИЙ. - В. Б.) написал такие шедевры, как “Борис Годунов”, “Хованщина”, “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Садко”, “Снегурочка” и др.” Простите, но “Борис Годунов” и “Хованщина” - творения МУСОРГСКОГО, а “Садко” и “Снегурочка” - РИМСКОГО-КОРСАКОВА. Или вот: “ В XVIII в. была открыта Венская классическая школа, которая объединила достижения немецкой и австрийской культур”. Простите, это что? Бутик какой-то, чтобы взять и открыться? И такие перлы почти на каждой странице.
В книге - сплошной поток сознания, мысли скачут. А ведь детям все это надо будет учить! А потом они скажут: да ну ее, эту музыку.

Учителя в шоке: по такому “учебнику” их вынуждают преподавать в школах. Они попытались отдать книгу на рецензию в музыкальные учебные заведения Алматы - там вежливо отказали: никто не хочет проблем с родным министерством, которое утвердило книгу. А что будет, если “Искусство” Косбармакова введут в единый национальный тест (ЕНТ)? Подумать страшно! Либо ученикам придется заучивать заведомо неправильные формулировки, либо отвоевывать каждый балл на апелляционной комиссии.

- Зачем писать собственные учебники, если не можем это сделать нормально ? - риторически вопрошает педагог. - Купите авторское право у России или другой страны - дешевле обойдется! Ведь в учебнике “Искусство” не идет речь о казахстанской культуре - только о мировой. Так зачем было велосипед изобретать?

Сейчас в Казахстане тендер на учебник выигрывает издательство, а не авторы. Это издательство, получив деньги налогоплательщиков, на свое усмотрение подбирает и авторов, и рецензентов.

- Мы прекрасно знаем, как это делается ! - говорит наша собеседница. - Как пишутся рецензии? “Ты напиши мне, а я - тебе, мы же вместе работаем!” Или “Ты сам напиши рецензию на свою книгу, а я подпишу”.
Мне кажется, такой учебник просто нужно изъять из школ и извиниться перед детьми и родителями, перед преподавателями. Пусть профессиональные музыковеды, которые окончили музыкально-теоретический факультет и знают, как пишутся учебники, этим занимаются.

Мы позвонили в издательство “Мектеп”, но там отказались связать нас с переводчиком учебника госпожой М. ТНИМОВОЙ - равно как и назвать имена рецензентов “Искусства”.

Зато сам автор - ректор Алматинского эстрадно-циркового колледжа Ержан Косбармаков - ошарашил нас, заявив буквально следующее: “ Мне сказали, что его учебник вышел, но я его в глаза не видел”. И посоветовал “ спросить у тех, кто занимался переводом с казахского - ( языка авторского текста. - В. Б.) на русский”.

- Скажите, учебник писали точно вы? Или студенты? - поинтересовались мы.

- А что, такое бывает? - искренне удивился собеседник. - Нет, я сам писал…

- А у вас есть образование, позволяющее писать учебники?

- А вы сомневаетесь? Я заслуженный артист и лауреат Госпремии, 11 лет преподаю в консерватории! Моя сфера - народное пение.

- А образование музыканта-тео­ретика?

- Я закончил консерваторию по классу пения с домброй.

Виктор БУРДИН, Алматы

От редакции


Вот такое, прямо скажем, отнюдь не высокое получилось “Искусство”. Автор материала пытался получить комментарий в Министерстве образования и науки. Однако до­звониться до столичных чиновников, недрожащей рукой утвердивших этот “шедевр”, ему до выхода этого номера газеты в свет так и не удалось. Между тем нам очень хотелось бы услышать от уважаемого министра Жансеита ТУЙМЕБАЕВА ответы на простые в сущности вопросы.
Во-первых, как проводился  - и проводился ли вообще - тендер на издание учебника “Искусство”?
Во-вторых, почему министерство отдает подбор коллектива авторов и рецензентов учебников на откуп победителя тендера и, главное, как можно было дать разрешение на тиражирование учебника, изобилующего столь грубыми ошибками?
И, наконец, в-третьих, будет ли “Искусство” изъято из обращения и кто конкретно возместит бюджетные средства, потраченные на его издание?
Газета “Время” просит считать эту публикацию официальным запросом министру образования и науки.

Некоторые выдержки из учебника:

 “В XVIII в. в немецкой музыке продолжилось демократическое начало” (стр. 189). 

  “Моцарт... в 8-9 лет сочиняет сонеты и симфонии” (стр. 192).

 “Создал новые виды музыкальных жанров: “Женитьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”, “Идоменей” (стр. 192).

  “Им (Верди. - В.Б.) написаны оперы “Ла Скала”, “Сакский король” (стр. 193).

 “Через 15 лет его (Верди. - В.Б.) пьеса “Отелло” была поставлена в Милане...” (стр. 193).

 “Верди написал 26 опер, квартет для струнных инструментов, реквием для отдельного исполнителя, хора и оркестра, кантаты, романсы, баллады и другие произведения” (стр. 193).

 “Широкое распространение имеют многоголосые бытовые песни - псальма, кант” (стр. 194).

 “Основным жанром XVIII в. была опера с наличием музыкальных номеров…” (стр. 195).

 “В симфонических жанрах начали сближаться традиции “кучки” и Чайковского” (стр. 196).

  “Именно в этот период были рождены многие сложные произведения художника (Шишкина. - В.Б.): “Окрестности леса”..., “Утро в дубовом бору”...” (стр. 79).

 В параграфе об искусстве XVII в. появляется глава “Ван Гог (1853-1890)” (стр. 60).

 “Одним из таких шедевров считается полотно Л. да Винчи “Тайная вечеря”. Тема картины - период иноземного вторжения в Италию, тяжелые испытания, выпавшие на долю народа. В данном произведении художник утверждает необходимость сплочения и единства для защиты родины” (стр. 41).

 “В стиле французской готики началось повсемест­ное строительство соборов и в Германии. К примеру, Страсбургский собор, церковь Санта-Марии дель Фьорье во Флоренции и Миланский собор” (стр. 35).
Поделиться
Класснуть