12023

РАССЛЕДОВАНИЕ: Управление по доверенности

…Пытавшийся проскочить на красный свет водитель автомобиля “Мицубиси-Галант” шел на очень приличной скорости. Удар при столкновении с “Тойотой Ланд-Крузер 100” был  такой силы, что тяжеленный джип перевернулся через крышу и завалился набок. Но даже после этого не потерявшая скорости легковушка, отлетев в сторону, приложилась к еще одной автомашине - тоже “Мицубиси-Галант”. Произошло это 20 июня 2006 года средь бела дня в самом центре Алматы - на пересечении проспектов Абая и Сейфуллина. Пострадавшим из покореженного внедорожника помогали выбраться очевидцы.  Девушку в тяжелом состоянии увезла “скорая”. Сидевшему за рулем джипа Мурату Турлубекову и его супруге оказали помощь на месте. Их спасли сработавшие подушки безопасности. Но только что купленная ими новенькая машина была разбита вдребезги.    
  
Приехавшим на вызов сотрудникам дорожной полиции с самого начала было очевидно, кто виноват в этом дорожно-транспортном происшествии. Лихача звали Даурен Набиев, и он смог предъявить лишь недавно выписанные водительские права и техпаспорт, оформленный на другую фамилию. Ни доверенности на право управления этим автомобилем, ни страховки гражданской ответственности у него не оказалось. Виновник аварии и его родственники пытались договориться с оформлявшими аварию полицейскими, но те халтурить не стали и все сделали по закону: и схему верно составили, и многочисленных свидетелей опросили.

После того как было определено, водитель какой машины является виновником ДТП, Мурат Турлыбеков подал в Бостандыкский райсуд иск о возмещении нанесенного ему имущественного ущерба. Однако с Даурена Набиева взять оказалось нечего. Страхового полиса у него не было, автомобиль, на котором он совершил аварию, принадлежал не ему, а его тете, Каныше Байарыстановой, проживавшей в Москве. Да и за руль Набиев садиться не имел права, поскольку ни в момент ДТП, ни в течение нескольких месяцев после него он не смог предъявить доверенность на право управления этим автомобилем. Впрочем, машина в угоне не числилась, а следовательно, отвечать за совершенное ДТП в равной степени должна была ее владелица. С госпожи Байарыстановой в отличие от ее племянника Набиева было что взять. Но ремонт новенького джипа “Тойота Ланд-Крузер 100”, только что купленного в автосалоне, оценивался в районе 25 тысяч долларов. Такие деньги отдавать не хотелось.

После этого прямо в стенах Бостандыкского райсуда стали разворачиваться очень странные события. Как рассказывает Мурат Турлыбеков, все началось с очень эмоциональной реплики судьи Умарова, рассматривавшего это дело. В присутствии нескольких свидетелей и адвокатов обеих сторон судья, что называется, “накатил” на Даурена Набиева: ты что,  не можешь раздобыть доверенность? И тут же показал ему свою - бумажку, выданную общественным объединением “Союз водителей Казахстана”. Она даже внешне отличалась от нотариальных доверенностей стандартного образца.

Стоит ли говорить, что через несколько дней в рассматриваемом судьей Умаровым деле появилась доверенность на управление автомобилем “Мицубиси-Галант”, выписанная гражданкой Бай­арыстановой на имя ее племянника - гражданина Набиева. Вот только этот документ был заверен не нотариусом, уполномоченным на такие действия государством, а Союзом водителей Казахстана. Причем странная бумага была зарегистрирована в управлении дорожной полиции Карасайского района Алматинской области.
На основе этого, с позволения сказать, документа 15 декабря 2006 года судья Умаров вынес решение о взыскании суммы ущерба только с неплатежеспособного Даурена Набиева. Его тетушка осталась в стороне.

Доверенность, непонятно откуда появившаяся через полгода после аварии и поставившая крест на возможном возмещении причиненного вреда, не могла не вызвать подозрений в ее подлинности. Поэтому Мурат Турлыбеков подал в суд на общественное объединение “Союз водителей Казахстана” по месту его регистрации - в райсуд Жетысуского района южной столицы. Он выиграл дело. Судья Кушербаева пришла к однозначному выводу, что сам факт выписывания доверенности на управление автомобилем не нотариусом, а общественной организацией по меньшей мере весьма сомнителен. Доверенность признала недействительной. Иск Турлыбекова к Союзу водителей удовлетворила.
В итоге тяжба продолжается уже целый год.

А по ходу затянувшегося судебного разбирательства выяснилась одна занятная деталь. Оказывается, в нашей стране параллельно со службой нотариусов, контролируемой Министерством юстиции, при Союзе водителей Казахстана существует совершенно частная и сугубо коммерческая структура, выполняющая те же функции.
Этой структуре в свое время была выдана лицензия на оказание юридических услуг.
В частности, на оказание услуг по заполнению доверенностей на управление транспортным средством. Подмечайте - всего лишь на заполнение.
Но при этом еще в 2003 году форма бланка доверенностей Союза водителей Казахстана прошла согласование в МВД РК, которое подписал ныне находящийся в отставке замминистра Иван Отто. Органам дорожной полиции было предписано регистрировать эти доверенности так же, как и выписанные нотариусами.
Понятно, когда такие услуги оказывают нотариусы, которых государство специально готовит, аттестует, выдает лицензии и контролирует. Но почему этим занимается общественная организация?
И наконец, если Союзу водителей Казахстана можно, то почему нельзя, скажем, обществу любителей пива или, например, лиге феминисток?

Я не знаю, как наше МВД относится к движению суфражисток, но то, что Союз водителей Казахстана пользуется любовью полицейского руководства,  мне давно известно. Например, это общественное объединение по заданию МВД много лет подряд печатает для всей республики справки-счета о купле-продаже автомобилей, бланки и специальные наклейки на стекла о прохождении техосмотра. Может быть, это объясняется тем, что в этом общественном объединении в основном работают бывшие чиновники, преимущественно ветераны МВД, вышедшие на пенсию с большими звездами на погонах?..
Альтернативная система выдачи доверенностей на управление автотранспортом действует в нашей стране с 2003 года. Сегодня одна доверенность у нотариуса стоит не меньше 1500 тенге, а в Союзе водителей Казахстана - 900 тенге. Только в Алматы и только за ноябрь, по данным дорожной полиции, было выписано около 7 тысяч доверенностей. Следовательно, объем рынка, на котором работает Союз водителей, составляет более 6 миллионов тенге в месяц. По арифметике получается, что годовой объем превышает 75 миллионов тенге. И это в одной только южной столице. А филиалы Союза водителей имеются во всех регионах республики.
За такой бизнес можно побороться.

Почему-то наши госструктуры никак не могут разобраться с этим щекотливым вопросом. Или делают вид, что не могут разобраться. Если честно, схема-то нехитрая.
Замгенерального прокурора Асхат Даулбаев несколько лет назад дал МВД РК разъяснение, что нотариальное заверение доверенностей на управление транспортом является обязательным условием.
А и.о. начальника департамента Генпрокуратуры М. Акаев следом направил в Союз водителей Казахстана официальное письмо о том, что изготовление и распространение бланков доверенностей общественными объединениями или какими-либо другими юридическими лицами не является нарушением законности.
Между тем прокурор Алматы Байтукбаев подписал по делу Турлубекова протест, в котором указывает на полную незаконность выдачи подобных доверенностей Союзом водителей Казахстана. По его мнению, согласование с МВД не может служить основанием для такой деятельности.

Начальник дорожной полиции Алматы мне сообщил, что у него такие доверенности давно не регистрируют.
А вот в дорожной полиции Алматинской области, как явствует из истории Мурата Турлубекова, это вполне практикуется.

Судья Бостандыкского райсуда Алматы Умаров считает, что доверенности Союза водителей вполне легитимны.
А судья Жетысуского райсуда Алматы Кушербаева с ним не согласна. Ее решение уже давно вступило в законную силу.

В общем, каждый понимает ситуацию по-своему. Тем временем материалы дела недавно запросил городской суд Алматы. Видимо, там тоже хотят поучаствовать в плодотворной дискуссии по поводу особых коммерческих привилегий для Союза водителей Казах­стана.
Ну а Мурат Турлыбеков уже полгода не может получить с виновников ДТП компенсацию за разбитый джип...

Геннадий  БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:
benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть