7689

Синдром жареного петуха

Об угрозе землетрясения в Алматы у нас вспоминают только в двух случаях. Либо когда начинает трясти мегаполис, либо после природного катаклизма в других странах.

При этом самих жителей южной столицы можно условно разделить на три группы: философствующие пофигисты, паникеры и реалисты.
Из личных наблюдений могу отметить, что к философствующим пофигистам обычно относятся коренные алматинцы, которые с детства свыклись с мыслью о возможном конце света. Вот и живут они по принципу “чему быть, того не миновать!”.
Среди паникеров, как оказалось, немало приезжих, некоторые из которых вообще впервые на прошлой неделе почувствовали на себе дрожь земли.
Что касается реалистов, то их меньше всего. Именно они держат дома “тревожные” чемоданчики, страхуют свою недвижимость от антропогенных и техногенных катастроф и договариваются с родственниками, где встречаться в случае землетрясения.
Все три группы объединяет низкий уровень доверия к государственным структурам как с точки зрения прогнозирования, так и возможностей быстро и эффективно организовать спасательные работы. Один мой знакомый по такому случаю даже стал чаще менять воду в аквариуме с рыбками, больше полагаясь на природный инстинкт животных, чем на данные Института сейсмологии.

При этом нет смысла в чем-то обвинять самих сейсмологов, так как никто пока не ждет разработки точных краткосрочных сейсмических прогнозов.
Как признают сами специалисты, за всю мировую практику вовремя спрогнозировать землетрясение смогли только в Китае в 1975 году. Немаловажную роль сыграло то, что решение об эвакуации принимали военные без долгих бюрократических согласований. В результате было спасено около 30000 человек. Но, как показало землетрясение в провинции Сычуань, удачный опыт 1975 года был скорее исключением из правил. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Японии. Несмотря на самую современную в мире систему сейсмического контроля, японцы не смогли спрогнозировать землетрясение ни в 1995-м, ни в 2011 году.
Что касается Казахстана, то у нас существует слишком сложная процедура объявления эвакуации населения, так как санкция возможна только при согласии специальной прогнозной комиссии, которую создает МЧС. Но если точных прогнозов нет, то не будет быстрых решений и адекватных действий, что, естественно, будет порождать волну слухов и панику, как это наглядно было видно в Алматы. Хотя иногда закрадывается мысль о том, что для Астаны южная столица уже давно превратилась лишь в дойную корову для пополнения государственного бюджета, из которого лучше тратить деньги на проведение многочисленных и бесполезных саммитов, чем на сейсмоусиление жилого фонда Алматы или увеличение материальной базы спасательной службы города.
Честно говоря, удивляет близорукость наших чиновников, которые умудряются разрабатывать потемкинские дорогостоящие экономические планы развития страны аж до 2030 года, не понимая, что одно 9-балльное землетрясение в Алматы превратит форсированную индустриально-инновационную программу в очередную красивую бумажку. Так, например, в 2006 году Группа оценки рисков провела исследование по оценке возможных экономических, политических, демографических и прочих последствий разрушительного землетрясения в данном мегаполисе с участием широкого круга специалистов. К сожалению, выводы позволяют назвать Алматы городом обреченных. Этого не скрывают и специалисты, обозначая возможную цифру жертв в количестве от 300000 до 500000 человек. Еще более непонятна ситуация с финансовым ущербом для всей экономики Казахстана. Разброс цифр у экспертов просто колоссальный - от 4 млрд. до 50 млрд. долларов. Хотя давайте возьмем для примера объем ежегодных налоговых сборов из Алматы, которые идут в государственный бюджет. В 2010 году южная столица в качестве налогов перечислила в казну государства 757 млрд. тенге, что на 19% больше уровня 2009 года. При этом бюджет самого города в 2010 году составил лишь 267 млрд. тенге, из которого вряд ли значительные средства тратились на сейсмоусиление зданий. Не надо быть Лобачевским, чтобы подсчитать, сколько недополучит казна. При этом здесь даже не берется в расчет прямой и косвенный материальный ущерб, связанный не только с разрушением городской инфраструктуры, но и с серьезным сокращением трудовых ресурсов в связи с гибелью людей. Кстати, в этой связи некоторые эксперты предлагают максимально рассредоточить финансовые и торговые организации, в том числе за счет их вывода из Алматы в другие регионы с целью создания альтернативных торгово-сервисных площадок и резервных зон для финансовой инфраструктуры.

Хотя наше правительство, часто транжиря государственные деньги на экономические миражи, при этом старательно экономя на безопасности своих граждан, напоминает глупцов, которые с ощущением собственной значимости активно рубят сук, на котором сидят в ожидании жареного петуха. А в это время сейсмологи давно просят профинансировать хотя бы составление новой карты сейсмического районирования Алматы, в соответствии с которой должны определяться места застройки города. Но этот вопрос уже много лет остается нерешенным. Наверное, как всегда, денег на это не хватает. Лучше вбухать очередной миллиард тенге в Астану, из которого половина привычно уйдет на откаты. А вы тут с какой-то картой сейсмического районирования носитесь!
Но при желании что-то сделать никакого велосипеда изобретать не надо. Многие специалисты уже не первый год предлагают конкретные меры по повышению сейсмобезопасности мегаполиса. В этой связи идея с принятием специального закона о землетрясении звучит вполне здраво. По крайней мере, можно рассчитывать на то, что некоторые долгоиграющие проблемы решатся. Например, найдутся дополнительные финансовые ресурсы хотя бы для создания системы автоматического отключения электричества и газа в городе при землетрясении. В то же самое время довольно неоднозначно можно отнестись к предложению ввести обязательное страхование жителей Алматы от землетрясения. С одной стороны, это действительно позволит государству оказать первую финансовую поддержку выжившим. С другой стороны, кто даст гарантию того, что эти счастливчики получат свои страховые выплаты быстро и в полном объеме?
При этом для властей опасны и политические последствия разрушительного землетрясения в Алматы, так как проблемой будут не погибшие, а именно выжившие алматинцы, у которых возникнут явно завышенные ожидания и требования к Астане быстро и эффективно решить все проблемы. Ведь кормить обещаниями людей, многим из которых уже нечего будет терять, чревато серьезным социальным взрывом. К тому же, как отмечают эксперты, многие алматинцы потеряют свой привычный социальный статус, провоцируя массовые перемещения граждан из разрушенного города в другие регионы Казахстана, в том числе и в Астану. Но быстро и эффективно минимизировать последствия землетрясения не получится. Это нехарактерно для наших чиновников. Вот если распределять государственный заказ на новую застройку южной столицы, то желающих будет целый воз и маленькая тележка…

Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть