15349

Владимир КУРБАТОВ, экс-глава финполиции Алматы: Это дело - проверка на вшивость для всей страны

На прошлой неделе на судебном процессе, известном как “Рахатгейт”, судья Нурдилла СЕИТОВ зачитал письмо генерала Владимира КУРБАТОВА, в котором бывший глава финполиции Алматы отказывается от дачи показаний в суде, ссылаясь на ухудшившееся состояние здоровья и необходимость лечения в клинике в Израиле (см. “Банковской тайны больше нет”, “Время” от 6.12.2007 г.).

Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили Владимиру Николаевичу и узнали, что находится он сейчас в Казахстане, лечение в зарубежной клинике ему требуется, но обратно он обязательно вернется, чтобы выступить в суде.
Небольшой фрагмент нашего разговора мы предлагаем нашим читателям.

- Вам сейчас приписывается, что именно вы отобрали у дежурного офицера Медеу­ского РУВД заявление Армангуль КАПАШЕВОЙ о пропаже ее мужа. Что именно вы давили на бойцов СОБРа и их командиров КАДЫРГОЖАЕВА и САМАЛИХОВА, заставляли их оговаривать друг друга и давать показания против ГИЛИМОВА. И что именно поэтому вы не желаете давать показания в суде, опасаясь встречи с потерпевшими и их родственниками. Вам есть что сказать по этому поводу?
- Вы знаете, вся эта ситуация - всем проверка. Проверка на вшивость. И для меня, и для Самалихова, и для собровцев, и для правоохранительных органов, и для суда. И для вас, журналистов. И для всей страны, если хотите. Сейчас очень легко быть умным задним умом. Когда Рахат Алиев был в силе, что-то не припомню, чтобы было много смелых выступить против него. В ту ночь (31 января. - Ред.) Алиев обзвонил всех первых руководителей правоохранительных ведомств, заявляя, что на него и на его банк напали сотрудники полицейского спецназа. Он всем позвонил - генпрокурору ТУСУПБЕКОВУ, министру внутренних дел Мухамеджанову, моему шефу, председателю Агентства финполиции республики КАЛМУРЗАЕВУ. Я поехал разбираться по приказу из Астаны, в общем-то для того, чтобы не произошло силового противостояния между представителями сразу нескольких ведомств - алматинскими полицейскими, нашей опергруппой, сотрудниками КНБ, которые тоже приехали в банк. Это противостояние, кстати, вполне могло закончиться перестрелкой, потому что все были вооружены и очень взвинчены. Пока я ехал, я позвонил прокурору города, и он тут же прислал туда своих сотрудников. Все, что происходило дальше, было в присутствии представителей руководства всех правоохранительных структур Алматы. На кого я мог давить, что я мог отбирать, если рядом находились заместители городского и районного прокуроров, замначальника ДВД Алматы, руководство местного КНБ? Я и по закону не имею права вмешиваться в расследование другого ведомства. Другой вопрос, что все были сильно напуганы происходящей ситуацией.

- Что именно вы имеете в виду?
- Алиева все откровенно боялись. Первый замначальника ДВД Алматы ЕРМАК разоружил собровцев, отправил их в службу собственной безопасности, где у них отобрали служебные удостоверения. Замначальника ДВД Самалихов наотрез отказался, что отдавал им приказ проследовать в банк. Сами собровцы стали давать сумбурные противоречивые показания. Говорили, что приказ им дал дежурный по райотделу, а тот заявляет, что приказа не давал. На руках у собровцев - оружие, а сами они не в форме. Утверждают, что приказ получили по рации, а самой рации нет и в помине.

- То есть вы хотите сказать, что все выглядело так, что собровцы действовали незаконно?
- Ну конечно. А расследовать, куда подевались ТИМРАЛИЕВ и ХАСЕНОВ, обыскивать в их поисках банк - не в компетенции финполиции. Этим должны были заниматься органы внутренних дел. И до самого апреля, пока положение Рахата Алиева не пошатнулось, они практически не занимались расследованием их исчезновения. Они, например, подтолкнули Капашеву переписать заявление, где уже речь шла не о похищении, а о том, что они якобы без вести пропали. Вспомните, что был рожденный в недрах МВД отказ в возбуждении уголовного дела по факту исчезновения Тимралиева и Хасенова. До самого апреля считалось, что они находятся в бегах. А теперь хотят повернуть так, что виноват во всем один Курбатов

Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Фото Владимира Третьякова, Алматы
Полностью интервью генерала Курбатова читайте завтра в “толстушке”.

Поделиться
Класснуть