11342

Рамазан БАПОВ: Мне обещал помочь некто Кузембаев...

Рамазан БАПОВ: Мне обещал помочь некто Кузембаев...Вернувшийся на родину из дальних странствий казахстанский танцовщик Рамазан БАПОВ два десятилетия растил артистов балета в Турции и США. И вот теперь задумал ни много ни мало открыть собственный театр. С единственным в Казахстане артистом балета, еще в советские времена удостоенным звания народного, беседует наш корреспондент.

На снимке: Рамазан БАПОВ и Лейла АЛЬПИЕВА

- Рамазан Саликович, вы в последние годы пару раз заезжали в Казахстан и лишь намекали, что неплохо было бы вернуться на родину окончательно. А в конце 2007-го вдруг взяли и остались, даже юбилейный вечер провели. Почему?
- Там, конечно, прекрасные условия для работы. Но, наверное, я достиг того уровня и возраста, когда почувствовал: нужно вернуться домой. Работая за границей, я приезжал сюда, видел, что качество спектаклей оставляет желать лучшего. Мною двигало желание повлиять на казахстанский балет - да что там весь Казахстан, начать хотя бы с нашего театра (речь идет о ГАТОБ им. Абая в Алматы. - В.Б.). Я гражданство не менял, хотя это легко было сделать: грин-карта у меня есть. Но что-то меня останавливало...

В Казахстане я хочу организовать балетный центр, открыть свою школу, создать конкурс своего имени, привезти сюда больших звезд. Я работал в Америке и в Турции, гастролировал очень много и знаю, как все это делается.

- В вашем отъезде в 1988 году не было политических мотивов?
- Были, конечно. Я просто уже устал бороться. Тогда я критиковал систему, заявив, что если и поддерживать таланты, то дейст­вительно таланты, а не чьих-то отпрысков, в том числе и министерских. Я не мог пострадать, но против моей жены (солистки балета Людмилы РУДАКОВОЙ. - В. Б.) начались репрессии, она стала невыездной. Да и к тому же я всегда чувствовал, что здесь недоиспользованы все мои технические и актерские возможности. Я хотел играть героев Шекспира - Ромео, Гамлета, Отелло, но меня “посадили” на лирические партии, а я не совсем их понимал, потому что там не было явной драматической линии.

Но, наверное, надо сказать спасибо тому времени: я уехал и поработал за границей с удовольствием. Моя карьера танцора заканчивалась, поэтому за океан я поехал как педагог, как балетмейстер. Хотел посмотреть, что делается во всем мире, потому что мы всегда были отрезаны от происходящего на Западе.

- Вы  человек совет­ской школы. Трудно было преподавать на Западе, где все по-другому?
- Методика преподавания в советской балетной школе была настолько хорошо разработана, что за максимально короткое время от студентов добивались высоких результатов. У нас давным-давно все было на научной основе, у нас балет без травм. За восемь лет у нас так готовят опорно-двигательный аппарат танцора, чтобы продлить его сценическую жизнь как можно дольше - минимум на 20 лет! Все гармонировано настолько, что ни одна мышца не перегружена. А в Америке и Европе мениски летят, потому что у танцоров неправильное приседание. Поэтому наши педагоги там очень востребованы, их в основном берут даже не в школы, а уже в профессиональные труппы.

- В Штатах вы преподавали в частной школе. И как вам американцы?
- Там в частные школы родители отдают детей, как к нянькам, чтобы было время походить по магазинам и сделать маникюр. А ребенку и не нужен этот балет вовсе. И замечание ему не сделаешь - родители тут же нажалуются директору, который заинтересован даже не в учениках, а в деньгах, которые за них платят. А родители говорят: нам важно, чтобы ребенок получал удовольствие. Даже если девочка полная и никогда ей не стать балериной. Хотя есть и талантливые дети. Таких там могут и бесплатно обучать, потому что они способны прославить школу.

- По возвращении в Казахстан в конце 2007 года вы отметили свое 60-летие юбилейным вечером в ГАТОБ. Довольны?
- Меня поразило, что дирекция театра как-то вяло, без особого интереса готовилась к этому событию, я даже не понял, почему. Может, потому, что я тут больше не работаю. Но, несмотря на это, столько народу пришло, что и в проходах между рядами люди стояли! Были проданы даже самые дорогие билеты, которые до этого никогда не продавались. Я сказал зрителям: “Столько лет прошло, а меня все помнят”. И зал загудел.

- Со времен вашего отъезда театр изменился?
- Разница огромная! У нас сейчас столько призеров международных конкурсов, особенно среди мужского состава. Но! Вот, например, я сегодня иду на балет “Дон Кихот”, а там отменен огромный фрагмент - дриады. А в наше время, хоть труппа была слабее и меньше, никаких сцен не отменяли. Это странно, необъяснимо... Я в свое время был первым и единственным лауреатом международных конкурсов в течение долгих лет. А сейчас сколько их! Я понимаю, если бы полтруппы заболело, выехало, вымерло. Но нет такого! Там работают семьдесят человек. А что нужно сделать? Да просто порядок навести наконец...

И еще проблема: в преимущественно мусульманской стране, где к старшему поколению обычно проявляют уважение, в культуре, едва человеку исполнилось 60 лет, его выпинывают из театра. И берут на его должность молодого. Но он еще ничего не умеет! И пока научится... А тут люди уже все знают - только шлифуй талант и передавай накопленный десятилетиями опыт. Вон в Москве старики-профессионалы ходить уже не могут, а их все равно под ручки на работу водят, потому что ценят их опыт.

- А если бы вас самого пригласили работать в ГАТОБ, согласились бы?
- Да, я очень хочу этого, что тут скрывать? Вот только не зовет никто. Поэтому есть мысли открыть свою школу и театр здесь. Я написал об этом письмо президенту. Мне позвонил из Министерства культуры некто КУЗЕМБАЕВ (бывший директор департамента искусств, которого сейчас судят за взятки. - В. Б.) и сказал, что там очень хорошо восприняли мое письмо. Потом я разговаривал с министром ЕРТЫСБАЕВЫМ, который пообещал решить вопрос. Прошло уже два месяца, но пока я еще жду. Время идет, а я много чего хочу сделать. Вот и американцы уже готовы ко мне в Алматы присылать своих учеников. Так что у меня есть огромное желание послужить искусству и своей стране.

Фото из архива
Рамазана БАПОВА,
Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz

Поделиться
Класснуть