9156

Скандальная симфония для скрипки и акима

Имя известного музыканта Марата БИСЕНГАЛИЕВА (на снимке), руководителя Западно-Казахстанского филармонического оркестра, сегодня на слуху даже у тех уральцев, кто никогда не слушает симфоническую музыку. Маэстро играет главную скрипку в скандале, разразившемся между ним и акиматом Западно-Казахстанской области.
Марат Бисенгалиев обвиняет акимат области в недопонимании целей высокого искусства, вмешательстве в творческий процесс, прижимистости и чрезмерном будировании национального вопроса. Чиновники, в свою очередь, приписывают ему нецелевое использование бюджетных средств, извращенное понимание патриотизма и излишнюю резвость в выбивании денег для своего оркестра.

Конфликт вспыхнул еще в декабре прошлого года, когда в Уральске проходил юбилейный Пятый международный конкурс скрипачей - детище Бисенгалиева. Аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ не пришел ни на церемонию открытия, ни на завершающий концерт. Литавры, которые должны были звучать во время торжественного действа, в последний момент забрали решением начальника областного управления культуры Айдара БАТЫРХАНОВА. Тщательно срежиссированная церемония была скомкана, что весьма огорчило маэстро, зарубежных гостей конкурса и членов жюри.

Дошло до смешного - в отсутствие первого руководителя области в зрительном зале почти не были замечены чиновники. Раньше, в бытность акимом области Крымбека КУШЕРБАЕВА, стоявшего у истоков конкурса и не пропускавшего ни одного выступления скрипача, лучшие места в зале занимали работники акимата. Некоторые из них даже успевали выспаться, пока шел концерт. Теперь же свита ударилась в другую крайность.

- Они мне напоминают Бората - являются, когда приходит первый руководитель, и хлопают, если аплодирует главный, - сокрушался после награждения победителей конкурса Марат Бисенгалиев. - Эти люди совершенно не понимают высокого искусства, но, к сожалению, стараются рулить им. Я боюсь, что этот конкурс станет последним. Мало того, если в ближайшие дни не решится вопрос с финансированием, то и оркестр может прекратить существование. Я просто не смогу удержать музыкантов, если им не будут платить зарплату.

Филармонический оркестр Марата Бисенгалиева за 5 лет сущест­вования стал известен мировой музыкальной общественности. Записано 7 дисков на лондонской студии SONY BMG, проведено множество гастролей и выступлений на мировых сценах. Коллектив стал настоящей визитной карточкой Уральска и Казахстана.

- Это можно сравнить с футбольным клубом, который играет в Лиге чемпионов и выигрывает! - говорит Марат Бисенгалиев. - У нас есть такие контракты, которых нет у российских оркестров. И это потому, что в моем оркестре играют музыканты высочайшего класса, собранные по всему миру.

Западно-Казахстанский филармонический оркестр финансируется из областного бюджета. По словам маэстро, конфликт с акимом области возник из-за того, что тот выразил недоумение тем, что в коллективе мало казахстанских музыкантов и совсем нет уральцев. Он потребовал от Бисенгалиева укомплектовать оркестр доморощенными скрипачами, иначе будет прекращено дальнейшее финансирование оркестра.
Одновременно Бисенгалиев попросил у акима увеличения зарплаты своим музыкантам, но получил отказ.
- Здесь не идет речь о том, чтобы проталкивать своих. Я сам - казах, и никто не имеет ко мне претензий по национальному признаку, - удивляется Марат Бисенгалиев.

Свое мнение он высказал на страницах республиканской прессы, сравнив отношение руководства области к высокому искусству как к черной дыре, где пропадают бюджетные деньги:
- Акимы приходят и уходят, а искусство остается. Его нельзя мерить только в тенге. Чтобы содержать такой оркестр, как наш, естественно, требуются огромные средства. Будет преступлением, если проект зарубят.

А Бактыкожа Измухамбетов со страниц местной газеты “Приуралье” парировал обвинения в свой адрес: “Оркестр и конкурс, безусловно, играют на имидж региона. Но кроме имиджа мы должны иметь нечто более существенное в плане отдачи. Я во время последней встречи у него открыто спросил: “Маэстро, почему за 5 лет существования оркестра в составе нет не только казаха, но и вообще казах­станского музыканта?”. Он тогда сослался, мол, высокое искусство не всем подвластно”.

На содержание оркестра и студии Марата Бисенгалиева ежегодно уходит 24 миллиона тенге. В этом году сумма увеличена до 60 миллионов. Но, по словам акима области, маэстро потребовал дополнительно 283 тысячи долларов на проведение следующего конкурса и премиальные для музыкантов.

“При всем уважении к нему я не могу такие суммы “переключать” на эти цели, - заявил в печати Бактыкожа Измухамбетов (на снимке). - Для удовлетворения его условий, больше похожих, извините, на рэкет, я буду вынужден нарушать закон, искать сомнительные ходы, напрягать кого-то”.

По словам начальника областного управления культуры Айдара Батырханова, за 5 лет на содержание оркестра бюджет потратил около 2 миллионов 700 тысяч долларов, а это больше, чем на областной драмтеатр, где работает втрое больше людей. Кроме того, музыканты не задерживаются в коллективе. Но более всего возмутило начальника от культуры то, что на базе Западно-Казахстанского оркестра Бисенгалиев создал еще два коллектива - симфонический оркестр Банка ТуранАлем и Мумбайский симфонический оркестр:
- Марат работает в Индии с составом нашего оркестра, используя наши инструменты и сценические костюмы. Нашему бюджету делать больше нечего, как спонсировать индийский оркестр в далеком Мумбае?

Также, по словам Батырханова, Марат Бисенгалиев за границей преподносит оркестр как свой собст­венный, нисколько не заботясь о роли Казахстана и Уральска в его успехах:
- Маэстро волнует только собственный имидж. Весь патриотизм Марата сводится к собственному развитию за счет государства. Он не имеет морального права обижаться на своих земляков и управление культуры. Наша область вложила в этот проект столько денег, а господин Бисенгалиев даже не провел в городе ни одного мастер-класса. За 5 лет не воспитал ни одного ученика.

Как заявил Батырханов, неоднократно ставился вопрос о переводе оркестра и конкурса скрипачей на республиканское финансирование, но Министерство культуры и информации отнекивается.

По словам директора государст­венного коммунального предприятия “Западно-Казахстан­ский филармонический оркестр Марата Бисенгалиева” Гульжан АЛИЕВОЙ, текучесть кадров действительно есть:
- Это связано с напряженным графиком  работы. Люди много гаст­ролируют, надолго отрываются от своих семей. К тому же у музыкантов не очень большая зарплата - в среднем около 25 тысяч тенге. Для музыкантов такого уровня это очень мало. Что касается того, что в оркестре нет казахов, то это не совсем верно. У нас работают 8 человек из Алматы и других городов республики. В Казахстане, к сожалению, не очень сильная скрипичная школа. Работала у нас и девушка из Уральска, Мария ХОХРЯКОВА, но сейчас она уволилась и учится в Академии искусств в Астане.

По словам директора, основная масса денег, выделяемых на оркестр, тратится на покупку дорогостоящих инструментов и оборудование. Также необходимо провести ремонт студии, где не работает отопление.

Сам Марат Бисенгалиев вместе со своим оркестром сейчас гастролирует в Мумбае и следит за развитием скандала только по телефону. Но, как сообщил пресс-секретарь акима области Калиолла КАРАГОЙШИН, от руководства фонда Марата Бисенгалиева в адрес акима области уже пришло письмо с пожеланием разрешить конфликт мирным способом.

Фото Ибрагима Антонова
Андрей САРМИН,
Уральск, тел. 8-7775268447,
e-mail:
sarmina@mail.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее