10078

Машинное доение

После выхода статьи “Не было печали - талоны навязали” (см. “Время”, от 30.1.2008 г.) на редакцию обрушился шквал звонков возмущенных водителей. Люди говорили, что не могут получить талоны, потому что их нет. И что теперь талоны будут платными, несмотря на то, что руководство управления дорожной полиции (УДП) Алматы заявляло обратное (см. “Трепещите, лихачи!”, “Время”от 26.1.2008 г.).

Вчера наши корреспонденты объехали районные регистрационно-экзаменационные отделы (РЭО) УДП, где должны выдавать талоны.
Вооружившись копией удостоверения личности и водительских прав, заявлением на получение талона в четырех экземплярах, а также двумя с лишним тысячами тенге, мы отправились сначала в РЭО Ауэзовского района, что на 13-м километре трассы Алматы.
Сотрудники РЭО сразу заявили: талонов в их отделе нет и когда будут - неизвестно.
- Поезжайте в городское управление дорожной полиции, - посоветовали нам инспектора. - А еще попробуйте в РЭО на улице Белинского или Макатаева.

В городском УДП нам тоже не повезло: бесплатные талоны кончились, а платные еще не поступили.
- Черт его знает, когда они будут! - отрезала девушка в справочном. - Может, через неделю, а может, через месяц.
В РЭО на улице Белинского все было имен­но так, как нам описывали водители: сотрудников Казахстанского процессингового центра (КПЦ), занимающихся выдачей талонов, на месте не оказалось: видимо, уш-
ли на обед. А вот на Макатаева нам почти повезло.
- Талоны кончились, но будут в понедельник, - оповестила нас сотрудница РЭО, собравшаяся на обед. - Вам нужно оплатить талон по адресам, которые указаны в объявлении. Сколько вам придется платить, я не знаю. В пунктах оплаты все скажут. Принесете с собой копию удостоверения личности и водительского удостоверения на одном листе - по отдельности не надо.

Небольшая стеклянная кабинка, в которой выдают талоны, практически вся оклеена объявлениями. На одном огромными буквами напечатано: “Талонов нет”. Ниже - адреса пунктов оплаты.
Как выяснилось, деньги за талон необходимо перечислить на счет некоего индивидуального предприятия Pro system Almaty. Кстати, руководство УДП южной столицы получило письмо от Казахстанского процессингового центра, в котором в качестве получателя фигурирует то же самое ИП. Что это за Pro system, остается загадкой. Пресс-секретарь КПЦ Павел УСТЮГОВ пояснил: это один из дилеров процессингового центра.

- Их у нас более десяти, - рассказал Павел. - Вот и “Евросеть” недавно к нам подключилась. Теперь талон можно получить в любом ее подразделении.
По словам г-на Устюгова, многие сотрудники КПЦ, сидящие в РЭО, проявляют собственную инициативу, собирая оплату за талоны.
- У нас есть два вида талонов: обычный и с дополнительными возможностями, - пояснил он. - Я вам официально заявляю, что сами талоны бесплатные. Но они не собственность водителя, а лишь даются ему в пользование. За это он должен внести залоговую стоимость талона. Дело в том, что, когда мы стали выдавать талоны, многие водители пытались взять их по несколько штук - так сказать, про запас. Мы не ожидали такого поворота событий. Пришлось принять меры... Какова будет залоговая стоимость, пока неизвестно - вопрос решается. Но сумма, я вас уверяю, будет чисто символической.

Что касается талона с дополнительными возможностями (цифровая подпись, оплата услуг страхового брокера, а также пользование электронным ящиком), то его активация будет стоить не более полутора МРП (1752 тенге) плюс залоговая стоимость самого талона.

- Дополнительные услуги приобретаются добровольно, - уверил нас Павел Устюгов. - Никто не может вас заставить их приобрести. Более того, никто не имеет права обязать вас вносить деньги на талон. Это дело тоже сугубо добровольное. Если у вас есть деньги на талоне, то вы можете использовать его как платежную карточку при оплате штрафов. Нет денег, тогда он используется лишь как средство фиксации правонарушения, оплату за которое вы производите по старинке - в кассе УДП города.

На вопрос о причинах тотального дефицита талонов в городе пресс-секретарь ответил, что нет только обычных талонов, а те, что с дополнительными возможностями, есть у дилеров.
- Мы заказали три с половиной миллиона талонов, из которых обычных - всего 15 процентов, - продолжает он. - Первая партия обычных талонов в Алматы уже разошлась, следующая поступит до 10 февраля. К этому времени будет определена и залоговая стоимость талона. Самое главное: вы в любой момент сможете отказаться от использования талона. Допустим, если вы надолго уезжаете или переезжаете в другую страну, то можете прийти сдать талон, получив свои деньги обратно. Вернетесь назад - снова получите талон и будете спокойно ездить.

Вопрос об оплате услуги активации тоже достаточно туманный. В объявлениях, вывешенных в РЭО, говорится: оплатить активацию талонов можно только в отделениях АО “Сбербанк России”. По словам пресс-секретаря банка Татьяны ШЕВЧЕНКО, КПЦ прислал им предложение принять участие в данной программе.
- Мы не участвовали ни в каких тендерах, - говорит она. - Нам предложили - мы согласились. Предлагали ли другим банкам - я не знаю.
- Предлагали, - уверяет Устюгов. - Но никто, кроме Сбербанка, не согласился.

Однако в казахстанских банках второго уровня нас заверили: им предложений не поступало...
С информацией о водителе, зафиксированной в талоне, тоже не все так просто. Если вы пишете заявление на получение талона с дополнительными услугами, то должны дать согласие Казахстанскому процессинговому центру на предоставление информации о себе. Информация с обычного талона попадет только в базу данных УДП.
Павел Устюгов - убежденный сторонник первого варианта.

- Взамен человек получает такие уникальные возможности! - горячо говорит он. - Ведь у него появится цифровая подпись - основа всего электронного документооборота.

И все же невольно возникает один сакраментальный вопрос: с какого перепугу частная контора (а именно таковой является Казахстанский процессинговый центр) получает право формировать базу данных о нас с вами, простых (и не очень!) водилах? По чьей воле никому доселе неведомый КПЦ может вскоре обзавестись досье на граждан, которому впору позавидовать каэнбэшникам?
Начальник ДПС комитета дорожной полиции МВД РК подполковник Сарсен ШУЛАЕВ на этот вопрос с прямотой римлянина ответил, что не знает.
- С этим вопросом вам лучше обратиться к куратору всех РЭО Бахытжану БОЛДАШЕВУ или же к руководству нашего комитета, - пояснил он.

Увы, мнение Бахытжана Болдашева, как, впрочем, и шефа дорожных полицейских страны Омурзака ТУСУМОВА, нам узнать не удалось: их мобильные телефоны упорно молчали.
Тем не менее нам бы хотелось получить ответы на следующие вопросы.
Во-первых, на каком основании комитет дорожной полиции МВД РК позволяет частной структуре формировать базу данных?
Во-вторых, почему частная структура создает свою платежную систему, параллельную банковской?
В-третьих, за какие красивые глаза водители, уже получившие талоны, перечисляли на счет ИП Pro System Almaty деньги, превышающие фактическую стоимость талона и стоимость его активации? (В Казахстане, по статистике, не менее 2,5 млн. водителей. Умножьте эту сумму на 2000 тенге - по этой цене сотрудники КПЦ продают в Астане талоны - получится несколько миллиардов тенге - нехилый навар для непонятного “дяди”).
И наконец, в-четвертых, для чего в Казахстане вводились электронные права, если теперь им вдогонку изобретаются еще и талоны с аналогичными возможностями?

Просим считать данную публикацию официальным запросом руководству комитета дорожной полиции МВД РК.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ,
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Класснуть