8156

Джон ОРДВЕЙ, посол США в Казахстане: Моя задача - быть хорошим послом

Джон ОРДВЕЙ, посол США в Казахстане: Моя задача - быть хорошим посломВ среду мы опубликовали часть ответов на вопросы наших читателей, полученных в ходе “прямой линии” с послом США в Республике Казахстан Джоном ОРДВЕЕМ (см. “Время” от 6.2.2008 г.). Сегодня мы завершаем публикацию беседы посла с нашими читателями.

  Игорь КВОН, Алматы:
- Как вы считаете, согласие США на председательствование Казахстана в ОБСЕ - аванс на будущее или поддержка наших реформ?

- Я очень рад, что Казахстан был избран на министерской конференции ОБСЕ в Мадриде на пост председателя этой организации в 2010 году. Я думаю, это отличная перспектива как для этой организации, так и для Казахстана. Это признание многочисленных достижений Казахстана в области экономических реформ, обеспечения безопасности, толерантности, религиозной и этнической гармонии. Мы хотим, чтобы председательство Казахстана было успешным, и поэтому с большим желанием готовы тесно работать с нашими друзьями в Казахстане над достижением этой цели. Это касается позитивных обязательств, принятых министром иностранных дел Маратом Тажиным в Мадриде в отношении организации и обязательств Казахстана по вопросам интеграции организации, в частности в отношении БДИПЧ. Мы также весьма довольны очень решительными обязательствами, принятыми им от лица Казахстана, по дальнейшему демократическому развитию, в частности, в таких важных областях, как реформирование законодательства о СМИ и законодательства о выборах.

Дарел МЫРЗАБЕКОВ, Астана:
- Когда-нибудь ОБСЕ возглавляла страна с однопартийным парламентом?

- Однопартийные парламенты - это редкость для ОБСЕ. Мне кажется, что это еще больше подчеркивает необходимость того, чтобы казахстанское правительство и парламент приумножили свои усилия, чтобы обеспечить рассмотрение и обсуждение важнейших вопросов общественностью и чтобы удостовериться, что мнение общественности в полной мере принимается во внимание парламентом в его законотворческом процессе. Как я уже отметил в своем ответе на первый вопрос, Казахстан принял несколько важных обязательств перед членами ОБСЕ в Мадриде. И одним из обязательств было обещание предпринять дальнейшие шаги по пути демократических реформ - в частности, внесение поправок в законодательство о выборах и о СМИ, что упростит процедуру регистрации политических партий и средств массовой информации.
У Казахстана сейчас есть уникальная возможность развить свои демократические институты в процессе подготовки к председательствованию в ОБСЕ в 2010 году. Соединенные Штаты готовы предоставить казахстанцам любую помощь для того, чтобы ускорить этот процесс.

Ирина НАБОКОВА, Костанай:
- Многие общественные деятели и политики считают, что США на многое, происходящее в Казахстане, закрывают глаза из-за наличия у нас больших запасов нефти. Что вы об этом думаете?

- Я, например, не закрывал глаза и не молчал о том, что происходит в Казахстане. Я твердо верю, что хорошие друзья и партнеры должны быть честны друг с другом, в том числе это касается анализа недостатков в области прав человека и демократии. Тем не менее у нас крепкие отношения с Казахстаном, и в основе этих отношений лежит ряд очень важных факторов. Некоторые отмечают роль Казахстана исключительно как поставщика энергетических ресурсов. Но наши взаимоотношения простираются далеко за эти рамки, включая в себя сотрудничество в области сокращения угрозы распространения ОМУ, борьбы с терроризмом и других бедствий современного общества, продвижение экономических реформ и широкомасштабных инвестиций, улучшение региональной безопасности и создание здравоохранительной базы - и это только то немногое, что я могу с ходу назвать. С самого начала наших взаимоотношений мы также поддерживали развитие демократии и гражданского общества. Это важно для долгосрочной стабильности и процветания страны. Продвижение верховенства закона - не просто вопрос хорошего управления и демократического развития, но также и вопрос создания более привлекательного экономического и инвестиционного климата. Никакая компания не станет делать инвестиции там, где не хватает верховенства закона, где контракты не уважаются и в отношении фирмы не работает четкий механизм правовой компенсации в случае разногласий, основанных на условиях контракта. Мы поддерживаем демократию и в то же время преследуем взаимные интересы в расширении поставки энергоресурсов на мировые рынки и обеспечении безопасности в Казахстане, Центральной Азии и во всем мире.

Арман ИСЖАНОВ, Алматы:
- Казахстан из года в год занимает нижние строчки в списке стран с высоким уровнем коррупции. Как вы считаете, реально ли нам победить коррупцию?

- Коррупция является одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается каждое правитель­ство и от которой не застраховано ни одно государство. Это особенно верно на постсоветском пространстве, где даже при наличии сильной политической воли и большого количества направленных усилий коррупцию было очень трудно искоренить. Тем не менее я не думаю, что это неразрешимо. Первым шагом является признание проблемы и принятие эффективных мер для того, чтобы сделать ее подконтрольной. Соединенные Штаты работают с различными подразделениями казахстанского правительства - с ходу могу назвать правоохранительный, военный и экономический секторы - для увеличения транспарентности и обмена опытом. Сегодня в условиях всемирной глобализации преступность и коррупция приобретают все более международные масштабы, и мы являемся приверженцами совместной работы с казахстанскими партнерами по продвижению правовых норм и прозрачных государст­венных процессов.

Алибек, Алматы:
- Что вы слышали о скандале властей с общиной кришнаитов в Алматинской области? Как этот скандал может повлиять на международное реноме Казахстана?

- Я наслышан о земельных разногласиях в Алматинской области между обществом сознания Кришны и местными властями. Мы надеемся, что власти продолжат работать в направлении справедливого и прозрачного разрешения этих разногласий.

Владимир МАrespectКИН, Алматы:
- Недавно финансист Джордж Сорос заявил, что эпоха доллара как мировой валюты подходит к концу. Как вы это можете прокомментировать?

- Среди тех вещей, которые каждому послу говорят перед его отъездом на новое место работы, - это то, что он никогда-никогда не должен говорить о долларе. Это исключительно работа министра финансов, и я не завидую этой его обязанности. В целом могу сказать, что цену валюты определяют рынки, а не правитель­ства. Как недавно признал президент Буш, США сейчас переживают период неуверенности, но у меня нет сомнений, что основы нашей экономики останутся незыблемыми.

Альжан ТУЛЕШЕВ, Алматы:
- Какие документы необходимо собрать для получения визы в США?

- Это зависит от цели поездки. Нет каких-то специальных документов для туристической или деловой визы. Однако согласно американ­скому законодательству получатель визы должен продемонстрировать следующее:
- у него есть жилье за пределами Соединенных Штатов, от которого он не откажется;
- едет в США на определенный срок;
- вернется по истечении визового срока;
- имеет достаточно средств для поездки.
Документы, подтверждающие вышеуказанные требования, помогут сотруднику консульской службы в вынесении решения по выдаче визы. Более подробную информацию и требования по документации для получения других типов виз вы можете найти на веб-сайте посольства США: http://kazakhstan.usembassy.gov/visa_cat.html

Тамара КАЛЕЕВА, президент Фонда защиты свободы слова “Адил соз”, Алматы:
- И Казахстан, и США равны в том, что обе страны являются членами ОБСЕ. Как вы считаете, соответствует ли стандартам ОБСЕ законодательство Казахстана о свободе слова или его необходимо реформировать, особенно в преддверии 2010 года?

- Все члены ОБСЕ взяли на себя международное обязательство выполнять требования Хельсинкского заключительного акта, а также другие обязательства, содержащиеся в других документах и договорах ОБСЕ. С самого начала существования организации выполнение этих обязательств в ряде случаев представляло собой проблему. Нам только необходимо вспомнить, что СССР был одной из стран, которые в 1975 году также приняли на себя эти основные обязатель­ства. В сегодняшних обстоятельствах практика, подобная той, которая была у СССР, просто неприемлема, а наши ожидания намного выше. В Соединенных Штатах мы особенно заинтересованы в наблюдении за реальным прогрессом по исполнению данных обязательств. Вот почему нам было очень приятно, что в Мадриде министр иностранных дел Тажин отдельно заявил об обязательствах по дальнейшему демократическому развитию в Казахстане. Одним из этих обязательств было внесение изменений в Закон о СМИ в соответствии с рекомендациями ОБСЕ и упрощение процедуры регистрации СМИ. Мы стремимся работать с Казахстаном и оказывать помощь в реализации этих и других обязательств, взятых на себя в Мадриде.

Анастасия ТАРАСОВА, Алматы:
- Как вы считаете, что было бы с госчиновником в США, который публично назвал бы журналистов “проходимцами”, “мерзавцами” и “аферистами”?

- Американским чиновникам тоже не всегда нравится, когда их критикуют журналисты. В то же время Первая поправка к Конституции, которая защищает журналистов, критикующих чиновников, также защищает и чиновников, критикующих журналистов.
Но независимо от того, насколько может быть обижен чиновник на критикующего журналиста, право журналиста на критику чиновника полностью защищено нашей Конституцией. Мы абсолютно убеждены, что свободная и открытая пресса жизненно необходима для правильного функционирования демо­кратии, и мы поддерживаем другие государства в развитии резонирующей, независимой прессы.

Ералы АЮБАКОВ, Астана:
- 31 января США попросили Казахстан увеличить участие в стабилизации ситуации в Ираке. Почему? Связано ли это с тем, что многие страны сворачивают свое военное присутствие в Ираке? В каком виде США хотят получить помощь от Казахстана?

- Соединенные Штаты очень благодарны за ту важную работу, которую Казахстан выполняет в Ираке, и признают жертвы, которые для этого требуются. В той степени, в которой меняются условия в Ираке, меняются и требования к вооруженным силам, призванным обеспечивать безопасность и стабильность. Вследствие этого и по причине изменения обязательств и размеров дислокации многих стран мы иногда просим страны-участницы рассмотреть возможность дополнительного размещения сил. В прошлом году в одном случае мы провели короткую дискуссию с правительством Казахстана о возможности продолжения присутствия казахстанских войск. Я думаю, что речь идет о беседе, на которую ссылаются члены мажилиса и которая состоялась 31 января во время их встречи с делегацией департамента обороны США, возглавляемой помощником министра обороны Митчеллом Шиверсом. Господин Шиверс не поднимал данного вопроса и не преследовал такой цели в ходе своего визита.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее